В марте 2024 года парламент Кыргызстана принял закон об иностранных представителях. Депутаты одобрили законопроект, несмотря на то, что его жестко критиковали как местная общественность и активисты, так и
многочисленные зарубежные партнеры. Представители ЕС и вовсе предупредили, что принятие законопроекта грозит сотрудничеству с Кыргызстаном.
Первые результаты принятия закона стали известны уже месяц спустя, когда о своем закрытии объявил фонд «Сорос-Кыргызстан». В своем заявлении команда фонда напрямую указала, что причиной закрытия стало именно принятие закона, влияющего на организации, финансируемые из-за рубежа.
Тем не менее, власти Кыргызстана не оставили попыток взять сферу деятельности НКО под жесткий контроль, даже несмотря на принятие законопроекта Надиры Нарматовой. Администрация президента в ноябре 2022
года разработала свой законопроект о деятельности НКО, пока все внимание общественности и международных партнеров было приковано к инициативе Нарматовой.
О чем этот законопроект?
Авторы законопроекта утверждают, что в Кыргызстане происходят «масштабные реформы» в экономике и социальной сфере, и это приводит к тому, что появляются и «политико-правовые требования к созданию и деятельности НКО». Инициаторы законопроекта называют это «объективной необходимостью».
Также в справке-обосновании говорится, что с 1999 года в стране появились «несколько тысяч некоммерческих неправительственных организаций». Поэтому в законе предлагается ввести норму, по которой НКО должны будут пройти обязательную госрегистрацию в Министерстве юстиции.
«Проект закона […] разработан в целях обеспечения открытости, публичности деятельности некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных
организаций», — утверждают авторы.
В случае, если законопроект примут, сотрудники Минюста и Генпрокуратуры получат очень широкие полномочия. В частности, они смогут запрашивать у представителей НКО распорядительные документы, а получать от госорганов, таких как налоговая, данные о финансовой деятельности организации. Кроме
этого, у них будет право посещать мероприятия, организуемые НКО, а также проверять, соответствует ли деятельность НКО, в том числе финансовая, учредительным документам.
Также в законе предлагается ликвидировать НКО, если будут зафиксированы нарушения. Впрочем, перед закрытием НКО ему вынесут предупреждение о том, что у организации будет месяц на исправление нарушений.
Юристы бьют тревогу
Эксперты правовой клиники «Адилет» в своем заключении пишут, что предлагаемые администрацией президента нормы «вводят жесткие ограничения права каждого на свободу объединения». В частности, они указывают, что требования в законопроекте об усилении финансового контроля за деятельностью НКО противоречат закону о коммерческой тайне, а возможность запрашивать данные о финансовой деятельности НКО от госорганов не соответствует требованиям гражданского законодательства.
«Все изложенные в законопроекте механизмы надзора и контроля за деятельностью НКО грубым образом нарушают границы допустимого вмешательства в реализацию прав человека на свободу объединения, неприкосновенность частной жизни, а также принципа автономии воли», — пишут эксперты «Адилета».
Они также отмечают, что текущее законодательство уже требует от НКО предоставлять данные налоговой службе и социальному фонду. Кроме этого, в «Адилете» критикуется и норма в предлагаемом законопроекте, по которой иностранных граждан лишат права выступать учредителями НКО.
«Пользование правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Однако, инициатор законопроекта не предоставляет каких-либо обоснований для установления запрета на создание НКО иностранными лицами и лицами без гражданства», — считают эксперты «Адилета».
Что происходит сейчас?
Пока работа над законопроектом продвигается медленно. В начале мая юристка Татту Эргешбаева заявила, что рабочая группа продолжает работу над проектом закона и готовит новый концепт, но какие изменения предлагаются, она говорить не стала. По ее словам, президент продлил срок работы группы до 1 ноября
текущего года.
Юрист Айбек Аскарбеков, который также входит в рабочую группу, тоже не смог рассказать, чем текущий концепт проекта отличается от опубликованного в ноябре 2022 года. Ранее в интервью изданию «Клооп» Аскарбеков называл опубликованный законопроект «опасным для гражданского общества и неправительственных организаций».
Еще одна участница рабочей группы, правовой эксперт Тахмина Ашуралиева считает, что пока нельзя проанализировать то, как возможное принятие законопроекта, предлагаемого администрацией президента может повлиять на будущую работу некоммерческих организаций.
«Согласно нововведений по иностранным представителям, 16 мая Министерство юстиции утвердило положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции “иностранного представителя” и проведения проверки их деятельности. Положение устанавливает процедуру включения некоммерческих организаций в реестр НКО – “иностранных представителей”, требования к проведению обязательных финансовых аудитов и порядок их проведения. Таким образом, НКО, подпадающие под определение “иностранных представителей”, должны подать заявления об их включении в реестр НКО в течение двух месяцев с 16 мая 2024 года», — так Ашуралиева объяснила новые правила работы НКО, которым они должны следовать из-за закона, принятого в марте.