Гражданское общество представляет собой неотъемлемую часть развития демократии, социального прогресса и укрепления общества как целого. В контексте Кыргызстана достижением этого занимаются НКО, которых сегодня в стране насчитывается около 30 тысяч, где трудятся более 17 тысяч человек.
Несмотря на большое количество зарегистрированных НКО, реально действующих организаций по всей республике не более 600-700, эти данные подтверждаются исследованиями Палаты налоговых консультантов, проводимыми совместно с Государственной налоговой инспекцией (ГНИ). По данным ведомства, по всему Кыргызстану в органах ГНИ зарегистрировано и ежемесячно отчитываются около 600 НКО, из них примерно 400 НКО действуют в Бишкеке.
Кыргызстанские НКО пользуются доверием общества: об этом говорят социологические исследования, где 77% респондентов выразили мнение, что НКО действуют на благо общественного развития. Государству доверяют в этом отношении около 70% граждан.
Согласно исследованиям Фонда Сорос-Кыргызстан, в республике выявлены следующие сферы деятельности НКО: более 43% организаций направляют усилия на борьбу с бедностью, социальную защиту, помощь социально уязвимым слоям населения. Почти половина всех активных НКО (42%) занимается правозащитной деятельностью. Другими наиболее популярными сферами деятельности НКО республики являются охрана здоровья (25%), гражданское образование (22%), гендер (17%) и экология (15%). Каждая десятая общественная организация занимается поддержкой НКО (11%). На протяжении десятилетий НКО реализовывали проекты по поддержке правоохранительных органов и участвовали в разрешении и предотвращении конфликтов.
Откуда все пошло
Гражданское общество в Кыргызстане исторически сложилось как результат стремления граждан к самоорганизации, защите прав и свобод, и выражению своих интересов.
В бытность СССР в Кыргызстане существовали различные общественные организации, такие как профсоюзы, научные общества, союзы писателей, союзы журналистов, композиторов, спортивные общества, общества защиты природы и общества глухих и др. Главным отличием советских общественных организаций от современных является то, что все они были политически неактивными, т.е. не участвовали в политическом процессе и служили сугубо профессиональным интересам.
Согласно выводам исследования, проведенного в 2011 году АБР, важнейшую роль в процессе создания НКО сыграло развертывание в Кыргызстане деятельности донорских организаций в начале 1990-х годов. Их присутствию и расширению гражданского участия оказывалась поддержка со стороны правительства КР и первого президента республики Аскара Акаева.
Финансирование НКО в большинстве случаев осуществлялось за счет международных и донорских организаций.
В 1990-х гг. развитие сектора НКО в целом носило спонтанный и хаотичный характер, в некоторых случаях создавались организации-однодневки, целью которых было исполнение одного проекта. Большое количество НКО в республике признавалось международным сообществом как признак демократизации и развития одного из важнейших институтов гражданского общества.
С начала 90-х годов в республике было проведено множество исследований, направленных на изучение развития и динамики НКО, их классификацию, проблемы, устойчивость, влияние на общественное и политическое развитие.
Большинство исследователей выделяют несколько этапов периодизации НКО:
– первый этап (1991–1994 гг.), который характеризуется бурным ростом численности НКО, многие из которых функционировали «от гранта до гранта», не имели своей долгосрочной стратегической программной деятельности и были нацелены в основном на решение грантовых проектов. Большинство НКО в этот период были финансово неустойчивы и испытывали высокую зависимость от политики международных доноров;
– второй этап (1995–2004 гг.) характеризуется как количественными, так и качественными изменениями НКО. Отличительной чертой является развитие гражданских инициатив с использованием принципов совместного участия НКО, установление партнерских отношений внутри сектора, объединение НКО, имеющих общие уставные цели (женские, правозащитные, экологические и др.). Происходит формирование равноправных партнерских отношений НКО с международными организациями, снижается зависимость НКО от их политики. Повышается численность сельских НКО. Сильные НКО формулируют свои стратегические цели и программы, которые в ряде случаев могут решать самостоятельно. Выделились основные сетевые организации: Коалиция «За демократию и гражданское общество», Ассоциация центров поддержки гражданского общества, Сеть правозащитных организаций, Ассоциация кризисных центров, и Ассоциация юристов Кыргызстана;
– третий этап (2005–2011 гг.) характеризуется наличием сильных НКО, которые не только успешно выполняли свою проектную деятельность, оказывали влияние на различные области жизни общества, но и умели лоббировать общественные и политические интересы на государственном уровне;
– четвертый этап (2012-2020) характеризуется формированием тесных связей между НКО и государством, укреплением существующего экспертного сообщества и усилением влияния НКО как лобби интересов граждан Кыргызстана, особенно в сфере острых социальных проблем (воровство невест, семейное насилие, права мигрантов и т.д.);
– пятый период развития (2021 – по настоящее время) отличается усилением противостояния гражданского сектора и властей. Последние в целях укрепления выстраиваемой иерархической структуры активизировали усилия по ограничению деятельности НКО и увеличения контроля над гражданским обществом, причем не только принимаемыми законами, но и деятельностью силовых ведомств.
Текущее положение
Некоммерческие организации сегодня сосредоточены на ряде ключевых направлений, способствующих устойчивому развитию страны и улучшению жизни населения.
1. Решение социальных и экономических проблем:
НКО являются стабилизирующим элементом республиканского и местных бюджетов. Являясь субъектами, они ежегодно вносят в ВВП республики около 0,3 % (более 2 млрд сомов) – наравне с такими целевыми секторами экономики, как водоснабжение, гостиничный бизнес, получение вторичного сырья, искусство, развлечение и отдых. Причем, это от деятельности лишь небольшой части НКО – 397 организаций.
В активных НКО трудятся около 5800 человек. Средняя зарплата в НКО – около 22 тысяч сомов, как и на государственной службе. Ближе всех размер средней заработной платы в НКО находится к размеру зарплат в секторе государственного управления общего характера, а разница между зарплатой среднестатистического госслужащего и работника НКО составляет всего 160 сомов.
Ежегодно поступления от НКО в бюджет составляют около 300 млн сомов и они сопоставимы с доходами от налога на имущество в Бишкеке; суммой, уплаченной всеми жителями айыльных аймаков в качестве земельного налога на земли несельскохозяйственного назначения.
Объем государственных доходов, полученных в 2022 году от НКО, более чем в полтора раза превысил объемы роялти, полученные Бишкеком, другими городами и айыльными аймаками вместе взятыми (219 млн сомов).
Своей деятельностью НКО стимулируют работу малого и среднего бизнеса, покупая у них товары и услуги примерно на 600 миллионов сомов. Это расходные материалы, аренда помещений, техника, строительные материалы, продукты питания, транспортные и гостиничные услуги.
За государственные и муниципальные услуги НКО ежегодно платят примерно 125 млн сомов. Они являются добросовестными клиентами, стабильно внося оплату за воду, электроэнергию, отопление и горячее водоснабжение, почтовые и прочие услуги. При этом НКО находят решения, позволяющие за меньшие деньги получить большие результаты или за счет собственного вклада существенно снизить нагрузку на государственный бюджет.
Валовая добавленная стоимость услуг НКО в данной сфере в 2021 году составила около 436 млн сомов.
2. Поддержка образования и здравоохранения:
НКО участвуют в развитии образования, обеспечивая доступ к образовательным ресурсам и возможностям для всех слоев общества, стимулируя их к получению лучшей жизни. Это происходит за счет повышения квалификации специалистов в сфере образования; неформального профессионального образования взрослых; профессионального дополнительного образования уязвимых групп населения; улучшения доступа к услугам дошкольного образования.
Внедрение механизма ОРТ произошло в значительной степени благодаря активности НКО, занимающихся образованием и лоббировавших вопросы получения поддержки среди международных доноров.
В этом направлении активно действует фонд экс-президента КР Розы Отунбаевой, пропагандирующий научное образование среди девочек.
Валовая добавленная стоимость услуг НКО в образовании в 2021 году составила около 17 млн сомов.
НКО также предоставляют поддержку здравоохранению, развивая медицинскую инфраструктуру, проводя профилактические мероприятия и обучая население заботиться о своем здоровье. Валовая добавленная стоимость услуг НКО в здравоохранении в 2021 году составила около 90 млн сомов.
3. Экологическая инициатива:
НКО играют важную роль в экологической сфере, проводя программы по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата, продвижению устойчивых решений и повышения эко-грамотности граждан.
Валовая добавленная стоимость услуг НКО в экологии в 2021 году составила около 8,5 млн сомов.
4. Развитие предпринимательства и экономики:
Тысячи политических и общественных лидеров и десятки тысяч бизнесменов в республике появились благодаря труду НКО, а программы, разработанные активистами, стали прообразами многих эффективных решений по вовлечению граждан в экономическую активность. В том числе, которые реализуются сегодня на государственном уровне. Например, программа социального контракта, по которой малоимущие или малообеспеченные семьи могут получить от государства 100 тысяч сомов на открытие собственного дела. По данным Минфина, в 2022 году в проекте приняли участие 2 тысячи 800 семей, а в 2023-м — уже 10 тысяч. На 2024 год на основе социального контракта планируется оказать помощь 20 тысячам семей.
Валовая добавленная стоимость услуг НКО в сфере развития предпринимательства и преодоления бедности составила в 2021 году около 436 млн сомов.
5. Помощь уязвимым группам населения:
В Кыргызстане НКО поддерживают 21 категорию уязвимых граждан. Причем часто это люди из групп, которым не в силах помочь семья, государство и бизнес.
Особая заслуга НКО в появлении кризисных центров для пострадавших от семейного насилия. В Кыргызстане 95% кризисных центров организованы и функционируют силами НКО. Их эффективность признает государство, поэтому предоставляет им финансирование из республиканского бюджета через механизм государственного социального заказа.
Валовая добавленная стоимость услуг НКО в сфере соцзащиты в 2021 году составила около 334 млн сомов.