Депутат Марлен Маматалиев предлагает запретить использовать слова религиозного характера в названиях компаний. Соответствующий проект закона опубликован на сайте Жогорку Кенеша для общественного обсуждения.
Инициатор отмечает: мировой опыт показывает, что в разные периоды кризис нередко становится благодатной почвой для активизации деятельности финансовых пирамид различного рода и структур.
“Для того чтобы финансовая пирамида была максимально привлекательна, а также для расширения ее финансовой составляющей, организаторы финансовой пирамиды прибегают к различным инструментам и способам привлечения внимания населения. С целью привлечения клиентов финансовые пирамиды активно делают упор инвестиционной стратегии на религиозную основу”, – считает Маматалиев.
К примеру, финансовые пирамиды предлагают людям возможность зарабатывать за счет “выгодных исламских инвестиций” и позиционируют себя как финансовый институт, функционирующий на религиозной основе. Также в последние годы в Кыргызстане активно набирает обороты исламское финансирование. Услуги по исламским принципам охватывают весь спектр банковских операций, которые реализуются с соблюдением стандартов шариата.
По данным депутата, в 2023 году по деятельности финансовых пирамид было расследовано 358 уголовных дел, из них 226 уголовных дел перенесены на этот год. Из 217 уголовных дел, находящихся в производстве, в суд направлено 98 дел. В качестве пострадавших проходят 358 человек, к ответственности привлечены 40 человек.
В прошлом году органы внутренних дел расследовали уголовные дела в отношении 14 жилищных кооперативов, среди них – “Ихсан Групп ЛТД”, “Муслим”, “Аманат” и другие. Общий материальный ущерб составляет 949 млн 933 тыс. 716 сомов и $1 млн 293 тыс. 472.
Кроме того, за последние два года от мошеннических действий “Исламского финансового кооператива” пострадали тысячи людей. Данная организация использует в своем наименовании термин “исламский”, но не является кредитным учреждением, которое предоставляет услуги по исламским принципам.
“Некоммерческие кооперативы, как следует из названия, не были предназначены для получения прибыли, а должны были действовать согласно своему уставу, на основе внесенных членами средств. Однако на практике такие юридические организации собирали десятки тысяч людей, проводили крупные мероприятия, платили огромные зарплаты своим менеджерам, выплачивали огромные суммы за офисы и так далее. В кооператив вступали без каких-либо заявлений, просто по телефонному звонку. Внесенные деньги не поступали на специальные счета в финансово-кредитных организациях, а переходили из рук в руки физических лиц”, – отмечает Маматалиев.
Броское, запоминающееся название, подчеркивает депутат, является одним из главных маркетинговых ходов. При этом атрибутика или отсылка к религии в наименовании финансовой пирамиды легко привлекает интерес населения и создается ложное представление о надежности юридического лица.
В связи с этим для исключения отмеченных проблем и минимизации обмана граждан Маматалиев предлагает запретить применять слова, термины, определения религиозного характера в фирменном наименовании юридического лица, за исключением религиозных некоммерческих организаций, в уставе которых не указана цель извлечения прибыли, а также юридических лиц, предоставляющих услуги в соответствии с исламскими принципам финансирования.