Британское интернет издание londonpost.news опубликовал статью под названием «Центральная Азия не может избежать западных санкций». Мы предлагаем неизмененный перевод (оригинал на английском) содержащегося в нем текста.
Продолжающаяся война между Россией и Украиной заставляет весь мир адаптироваться к новой политической и экономической реальности. Санкции, контрсанкции, и разрыв существующих производственных и логистических цепочек становятся серьезным вызовом для одних и вопросом выживания других государств. Страны Центральной Азии также глубоко затронуты этой ситуацией.
У государств Центральной Азии есть свои проблемы: во-первых, они не имеют выхода к морю, а во-вторых, они окружены такими странами, как Россия, Китай, Афганистан и Иран. Они могут попасть в Европу только через Каспийское море. Более того, эти страны уже давно поддерживают тесные экономические и культурные связи с соседней Россией.
Тесные экономические связи отражаются в постоянно растущем объеме торговли этих стран с Россией. Таким образом, с 2019 года по конец 2023 года Узбекистан удвоил объем взаимной торговли с РФ до 10 миллиардов долларов. Объем внешней торговли между Казахстаном и Россией увеличился с $19,6 млрд в 2019 году до $21,3 млрд за 10 месяцев 2023 года. Такая же тенденция наблюдалась и в случае с Кыргызстаном. В 2022 году товарооборот между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией увеличился на 37% и достиг $3,4 млрд. В первом полугодии 2023 года товарооборот увеличился на 17,4%. Однако рост товарооборота между странами Центральной Азии и PФ нельзя объяснить результатом обхода санкционного режима против Москвы. В связи с этим необходимо констатировать, что Кыргызстан и раньше был центром торговли – это наиболее удобный сухопутный коридор для доставки китайских товаров на рынки СНГ и Европы.
Огромный сектор экономики сложился вокруг двух крупнейших рынков Центральной Азии – кыргызского рынка Дордой и Кара-Суу. Эта ситуация создает головную боль для правительства Кыргызстана. В марте 2023 года Премьер-министр КР А.Жапаров обвинил владельцев рынка в организации митингов против обязательного внедрения контрольно-кассовой техники и использования электронного выставления счетов, что должно обеспечить прозрачность деятельности предпринимателей. Однако в декабре 2023 года ситуация снова ухудшилась. Для ее решения Президент Кыргызстана лично встретился с торговцами рынка «Дордой».
Говоря о сути реформы, в том числе об обязательном использовании контрольно-кассовой техники, Президент отметил, «..главной целью нововведения является борьба с теневой экономикой. Например, объем товаров, поступающих к нам из Китая, составляет 14 миллиардов долларов. Но если говорить по нашей статистике, то эта сумма превращается в 4 миллиарда. Это означает, что существует теневая экономика. Они продают все оптом и не платят налоги. Только с внедрением контрольно-кассовой системы мы сможем узнать реальный поток товаров в нашей стране».
Таким образом, война на Украине, обнажившая проблемы теневой экономики, также обострила внутриполитические процессы в Кыргызстане. Это позволило преодолеть проблемы, созданные торговой мафией. Запад понимает, что все не так просто, как кажется. Это подтвердил и госсекретарь США Энтони Блинкен. Он отметил, что США внимательно следят за соблюдением санкций. «Мы понимаем, что иногда требуется время, чтобы сделать это таким образом, чтобы не нанести вред вашему бизнесу», — сказал Блинкен.
США предупреждают своих партнеров в Центральной Азии о том, какие поставки выглядят подозрительно. Таким образом, нет фактов, указывающих на то, что государства региона обходят санкции. В случае фактов, сообщенных физическими лицами, они расследуются правоохранительными органами. В частности, в Кыргызстане ведется расследование в отношении компаний, возможно причастных к поставкам дронов в Россию.
В целом проблема реэкспорта решается в странах Центральной Азии на системном уровне. Казахстан также неоднократно заявлял, что не станет площадкой для обхода санкций. А ведь это один из ближайших экономических партнеров Москвы и ее союзник, участвующий во многих совместных интеграционных проектах от энергетического блока ОДКБ до Евразийского союза, сформировавшего единое экономическое пространство. Более того, Казахстан и Россия имеют самую протяженную границу в мире – 7,5 тысяч километров, что само по себе должно свидетельствовать о близости отношений.
Кроме того, Астана демонстрирует независимость в суждениях и очень быстро и правильно реагирует на различные геополитические ситуации, а успешно балансируя во взаимодействии со всеми крупными державами. B Казахстане это называют многовекторной политикой. Астана не вводит санкции против России, и это понятно, но и не позволяет себе стать площадкой для их обхода.
Аналогично кыргызской инициативе, электронная накладная была введена и Казахстаном с 1 апреля 2023 года. Введена обязательная регистрация электронных накладных во взаимной торговле со странами ЕАЭС. Это позволит отслеживать всю цепочку движения товаров в режиме реального времени.
Узбекистан заверил, что будет соблюдать санкции, когда речь идет о реэкспорте европейских товаров в Россию. Европейский Союз также выразил понимание по этому поводу. «Мы не требуем от Узбекистана соблюдения всего спектра санкций; это было бы очень сложно. Но мы определили очень небольшое количество — около 45 продуктов, которые особенно важны для российских военных усилий. И мы стремимся предотвратить реэкспорт этих товаров из третьих стран, таких как Узбекистан», – заявил специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан, который уже год ведет активные переговоры с Ташкентом.
В целом позиция государств Центральной Азии, особенно тех, которые тесно связаны с Россией, ясна и приемлема. Таджикистану и Кыргызстану будет сложно пережить разрыв с Россией. Миллионы трудовых мигрантов, в том числе нелегальных, продолжают ездить к северному соседу на заработки. Душанбе также зависит от военного потенциала Москвы, учитывая его близость к нестабильному Афганистану. Очевидно, что даже старые и проверенные временем партнеры относятся к нынешнему курсу России с некоторой осторожностью.
Учитывая эти и другие факторы, можно сделать вывод, что политические круги государств Центральной Азии крайне болезненно реагируют на санкционную политику. Но в то же время они относятся к этому с пониманием и не пытаются стать черным ходом для контрабанды.