В Кыргызстане некоммерческие организации (НКО) играют ключевую роль в социальном развитии и поддержке уязвимых слоев населения, особенно в районах, где государственные учреждения испытывают трудности с предоставлением полноценной поддержки. Они дополняют и усиливают социальные услуги, предоставляемые государством, а в некоторых случаях являются единственными, кто предоставляет эти услуги, и тем самым вносят значимый вклад в улучшение качества жизни граждан.
«Через НКО мы можем приобрести те услуги, которые сами не можем на местах предоставить, потому что просто физически не можем дойти до получателей этих услуг из-за большого объема текущей работы», – отметила главный специалист Управления по принятию решений относительно ЛОВЗ и пожилых граждан Министерства труда, социального обеспечения и миграции Чолпон Мамбетаипова, подчеркивая важность сектора НКО отметила.
По ее словам, некоммерческие организации на местах заполняют пробелы в предоставлении социальных услуг, особенно в удаленных и малообслуживаемых районах.
Координатор проектов в общественном объединении «Активист» Гульсана Сатыева из Лейлека в свою очередь отметила: «Наша работа напрямую связана с улучшением жизни уязвимых групп населения. Мы находимся на переднем крае в борьбе с социальным неравенством, защищая права наших граждан. Наши бенефициары – это самые уязвимые слои населения-люди с инвалидностью, женщины, которые пережили гендерное семейное насилие».
Она также подчеркивает, что нормы так называемого законопроекта об иноагентах, инициированного депутатом Надирой Нарматовой, нанесут большой вред не только сектору НКО, но в целом всему обществу и даже государству.
«Дело в том, что уже сейчас мы ощущаем негативное влияние этого законопроекта, хотя он еще не принят, но уже разговоры возникают в государственных структурах и органах местного самоуправления, мол, вы НКО, вы иностранные агенты. И мы с вами не будем работать, говорят они. Даже те люди, с которыми мы раньше хорошо и плодотворно сотрудничали на благо наших бенефициаров. Получается, что у нас будут проблемы именно с тем, чтобы оказывать им помощь и продвигать их интересы. Поскольку любую деятельность по защите прав наших бенефициаров можно интерпретировать как политическую деятельность. А там сроки предусмотрены до 10 лет, как за совершение особо тяжких преступлений против человека. Поэтому я абсолютно не согласна с этим законопроектом и считаю, что он нанесет большой вред», – отметила Гульсана Сатыева.
Кроме того, Гульсана Сатыева считает, что обвинения в непрозрачности деятельности НКО и непредоставлении отчетности – это манипуляции со стороны недобросовестных оппонентов.
«Мы в полной мере отчитываемся обо всех поступающих средствах в налоговые органы, в Соцфонд, органы статистики и т.д. Возможно, мы должны больше давать информации в СМИ об этом в добровольном порядке, чтобы общество больше знало о нашей работе. Доходит до курьезов, оппоненты распространяют информацию о том, что все 100% средств НКО расходуют на свою зарплату. В то время как всего 10-15% идут на административные расходы. Например, ввели новое требование по предоставлению электронной счет-фактуры (ЭСФ). Мы предоставляем их. Как потребовали их, мы как законопослушные граждане зарегистрировались, получили доступ и сдаем ежемесячно ЭСФ. Мы открыты абсолютно. Я против навешивания ярлыков. Настолько пропаганда сыграла со многими злую шутку, что люди стали думать, раз они иностранные агенты, они шпионы, они против нашего государства, они против нашей морали, против нашей культуры. Это идет такое огульное обвинение на всех подряд. Фактически все, что мы делаем, мы защищаем права наших же граждан, мы требуем исполнения наших же законов Кыргызской Республики», – говорит она.
По словам представителя Минтруда Чолпон Мамбетаиповой, на территории Кыргызстана зарегистрированы через Минюст около 39 тысяч НКО разных направлений, в том числе, религиозных.
«И всего лишь 15% имеющихся религиозных организаций вообще зарегистрированы в Минюсте и, соответственно, отчеты никому не дают. Но они привлекают очень много средств, но никому неизвестно сколько. Вот отсюда весь этот вопрос, почему отчетность не совпадает со Нацстаткомом, налоговой и Соцфондом. То есть, здесь нужно еще поработать. Хочу отметить, что большая группа экспертов международного уровня работала, чтобы вытащить Кыргызстан из черного списка, где НКО попали в список стран, отмывающих деньги по терроризму. И это очень серьезно», – отметила Чолпон Асаналиевна.
Но все же большинство НКО действуют в рамках закона и обеспечивают должный уровень прозрачности и отчетности. А если кто-то нарушает данное требование, то существующее законодательство в полной мере предусматривает меры воздействия на таких субъектов. И зачем надо инициировать такой репрессивный законопроект, не совсем понятно.
Хотя у Гульсаны Сатыевой из Лейлека по этому поводу есть свое мнение.
«Никому не нравится, когда начинают расследовать дела, связанные с коррупцией или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Прозрачность важна, но если информация будет закрытой, это несет большие риски. В последние годы происходят положительные изменения в нашем государстве, например, повышение зарплат, внимание к приграничным сообществам, за что я очень благодарна. Однако есть и негативные тенденции, которые, на мой взгляд, наносят вред развитию нашей государственности. Мы, как некоммерческие организации, и государственные учреждения, и органы местного самоуправления, у нас у всех одна цель – это развитие нашего государства и общества, защита прав простых людей. Исходя из этой позиции, мы всегда находили общий язык и с органами государственной власти, и с органами местного самоуправления. Однако этот законопроект уже наносит нам вред. Мы уже не можем так хорошо сотрудничать, как до этого. Нам приходится давать дополнительные объяснения», – с сожалением констатирует Гульсана Газбековна.
Роль НКО в социальной сфере Кыргызстана трудно переоценить. Они не только дополняют государственные усилия в обеспечении социальных услуг, но и вносят существенный вклад в развитие общества и улучшение жизни уязвимых групп населения. Принятие закона о НКО в Кыргызстане может иметь далеко идущие последствия для социального благополучия страны. Важно тщательно взвесить все аспекты и потенциальные последствия этого законопроекта, чтобы избежать негативных последствий для общества.