К 30-летию присоединения Кыргызской Республики ко Всеобщей декларации прав человека
В оригинале: «друзьям – все, врагам – закон». Авторство этой фразы приписывается разным диктаторам 20 века: Бенито Муссолини, Франсиско Франко, Альфредо Стресснеру, Плутарко Кальесу. Кому бы авторство не принадлежало, фраза получила вирусное распространение, поскольку точно выражает несправедливую сущность государства, устанавливающего неравенство граждан.
Неравенство тесно вплетено в опыт человеческого развития, в том числе в строительство государств. Этот опыт двигался от вопиющего неравенства рабовладения, где часть населения была настолько поражена государством в правах, что рабам не принадлежало даже их собственное тело. Очевидно, что ни имущественных, ни гражданских прав рабы не имели. Короткий момент времени, на который рабы обретали права, это не частые случаи бегства, поджоги и грабежи имущества рабовладельцев, и в конце концов восстания униженных.
Тем не менее, стартовав с точки замерзания человечности, строители государства сумели сделать шаг вперед на пути его гуманизации и наделили наиболее ущемленных, к тому времени уже крестьян, сменивших рабов, ограниченной личной свободой и урезанными имущественными правами. Приписка крестьян к земле и сюзерену позволила им обзавестись прото-гражданством, через которое самая многочисленная, но пораженная в правах группа населения тяжело, медленно, но неуклонно начала выгрызать себе экономические, гражданские, социальные и политические права.
Великий уравнитель
В многовековой борьбе за наделы, наследство, налоги, ренту и проценты человечество интуитивно обнаружило абстрактный принцип, который, несмотря на виртуальность и отсутствие физической формы, оказался способным разрешать противоречия между отдельными людьми, сословиями и государствами.
Принцип ограничивал властителей, лишая их права высшей инстанции и возможности апеллировать к самим себе. Для защиты своей власти и привилегий правители пошли на уступки и согласились обращаться к принципу в надежде сохранить и первое, и второе. Принцип уравнял сюзерена и вассала перед самим собой, сделав их обоих просителями и сторонами. В конце концов правитель проиграл битву принципу, утерял положение арбитра и уступил место закону.
Набирая силу, закон отдавал все больше прав сначала земельной аристократии, потом торговцам и цеховикам, а с ними и свободным гражданам городов. Он закреплял завоевания в хартиях сословных вольностей, чей образец Magna carta стал средством восстановления попранной справедливости и символом появления Великого уравнителя.
В ранге Великого уравнителя закон совершил прорыв в революционной Франции, где на смену сословному неравенству пришло равенство граждан, независимо от их социального происхождения. Конечно, сохранялось огромное имущественное расслоение. Коэффициент Джинни отказался бы делать замеры в 1790 году, не желая подвергать себя риску самоуничтожения из-за нехватки шкалы измерения. И все же, наделение всех равными правами перед законом, получение права участвовать в выборах, голосовать и занимать государственные должности вытолкнуло человечество на финишную прямую гонки за права каждого.
Финиш длиной в 159 лет трудно назвать спуртом, но именно столько понадобилось Великому уравнителю, чтобы в 1948 году провозгласить Всеобщую декларацию прав человека и, наконец, уравнять в правах мужчин и женщин, людей разного вероисповедания, разных рас, разного этнического происхождения и различных политических взглядов. К тому же, закон обязал самого себя охранять права человека, его достоинство, ценности, убеждения и свободу. Этим актом Великий уравнитель признавал, что его миссия выполнена, закон перестал быть арбитром, он уступил свое место правам человека.
Назад в будущее
Ретроградные явления общественной и политической жизни не редкое событие в истории. Периоды мира с завидным постоянством нарушались многочисленными войнами. Достижения науки и просвещения сменялись волнами нового невежества. Взаимовыгодное сосуществование различных групп переходило в дискриминацию одних другими. Провозглашенные и гарантированные права нарушались. 21 век не стал исключением, а случай Кыргызстана наглядно демонстрирует правоту утверждения.
Кыргызское государство с первых лет своего существования предпочитало утверждать, что прикладывает усилия для установления и поддержания в стране принципа справедливости. Все граждане имеют равные права, а государство старается выравнивать социальное и экономическое неравенство. Для достижения этого государство выбрало в качестве своих приоритетов особое внимание к правам женщин и других уязвимых групп, повышение уровня расходов на образование и социальную защиту, поддержку и развитие малого бизнеса и самозанятости трудоспособных граждан. Понимая высокую степень затратности таких приоритетов государство охотно устанавливало диалог с гражданским обществом, которое благодаря самоорганизации и навыкам фандрайзинга успешно дополняло государство. В ответ государство реагировало на запросы и критику, прислушивалось к предложениям граждан, привлекало их к обсуждению важных вопросов общественной и политической жизни.
Смена приоритетов государства произошла в последние три года и привела к тому, что в Глобальном индексе мира и безопасности для женщин (WPS Index) Кыргызстан оказался на последнем месте среди постсоветских стран Центральной Азии. Human Rights Watch, международная правозащитная организация, в сентябре 2023 года обратилась к властям Кыргызстана с призывом «перестать отодвигать на второй план проблему семейного насилия и признать, что она уже превратилась в кризис». Министерство внутренних дел КР в ноябре 2023 года констатировало возросшее по сравнению с предыдущим годом число фактов семейного насилия. Национальный статистический комитет привел данные о том, что количество преступлений против личности возросло по сравнению с 2022 годом на 7,2 %, при этом количество изнасилований увеличилось в 1,8 раза, а число похищений возросло на 27,6 %. Убийства женщин, суициды женщин, варварские методы издевательств над женщинами, когда отрезаются наружные части органов слуха и обоняния, изнасилования женщин и девочек – все это распространяется по стране при равнодушном созерцании государства, которое ограничивается публичными заявлениями и не считает себя обязанным защищать в первую очередь уязвимых граждан.
Желание избавить себя от обременительных обязанностей перед рядовыми гражданами становится отличительной чертой кыргызского государства. Оно уже демонстрирует усталость от бесконечных проблем населения с освещением, отоплением, отсутствием воды, аварийными зданиями школ, больниц, плохим обеспечением пособиями, пенсиями и всем остальным. Один из примеров – это отказ правительства обеспечить питанием дошкольников в детских садах. По мнению правительства, дошкольные учреждения посещаются исключительно детьми обеспеченных родителей, которые и должны выполнить функции государства по предоставлению маленьким «обеспеченным» гражданам доступа к образованию. Что же касается малышей из малообеспеченных семей, то по логике правительства, у них нет и не должно быть возможности раннего образования, поскольку их родители оплатить питание не могут, а государство не считает принцип социальной справедливости своим приоритетом.
Деградация системы взаимодействия государства с гражданами – еще одна характерная черта последних лет. Государство намеренно упрощает многообразие способов совместных действий органов государственного управления и местного самоуправления с жителями, замещая их ритуальными съездами депутатов курултая и редкими «встречами с народом». Показательным примером стало упразднение общественных (наблюдательных) советов при министерствах и ведомствах КР, инициированное правительством и поддержанное парламентом. Продвигаемые Жогорку Кенешем и администрацией президента законопроекты об «иностранных представительствах» и «О средствах массовой информации» – проявление той же политики государства по обузданию гражданской активности, маргинализации организаций гражданского общества и независимых медиа. Каналы коммуникаций власти и граждан стремительно сокращаются. А оставшиеся превращаются в односторонние и параллельные. По одному каналу население «бьет челом» и жалуется государству на бесчисленные проблемы, а по-другому государство рассказывает и показывает, как растет благополучие, богатство, защищенность и уверенность жителей Кыргызстана в завтрашнем дне.
В конце 90-х – начале 2000-х годов власти Кыргызстана приняли, возможно, единственно правильное на тот момент решение и поддержали развитие малого и среднего бизнеса, а также создали условия для самозанятых граждан, позволив им пользоваться патентной системой. На языке взаимоотношений государства и граждан это означало, что львиная доля трудоспособного населения выразила готовность отказаться от ожиданий на патернализм со стороны государства и не рассчитывает на финансовую и материальную помощь. Эти граждане сами создают рабочие места для себя и других, оплачивают медицинские услуги, образование детей и собственное самообразование. Делают отчисления в социальный фонд и оплачивают патенты. Взамен государство, как договаривающаяся сторона, сохраняет мягкий правовой климат и не меняет правила игры в отношении уплаты налогов.
Однако все последние годы государство сокращает количество видов деятельности, которые можно осуществлять на основе патента. По сути, государство отказывается от прежних договоренностей, не предлагая взамен работающим гражданам полноценных инструментов поддержки. Оно не создает массово новые рабочие места, не открывает специальные кредитные линии для малого бизнеса, не предлагает компенсаций расходов за счет грантовых программ или чего-либо еще. Государство снимает с себя обязательства, но требует от граждан неукоснительного соблюдения когда-то принятых ими обязательств. Более того, оно налагает новые обязательства, например, переход на обязательный электронный финансовый документооборот, который требует обучения новым навыкам, а значит финансовым и временным затратам на обучение или оплаты за услуги. Финальным аккордом разрушения прежнего договора государства с малым и средним бизнесом может стать централизация бизнес-ассоциаций. Как известно, правительство своим постановлением намеревается объединить многочисленные ассоциации, представляющие интересы разных бизнес-секторов в один представительский орган. Этим органом должна стать Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики, наследница еще советской плановой экономики, созданная в 1959 и переизданная в 1994 году.
Судя по действиям и публичным заявлениям официальных лиц, кыргызское государство твердо вознамерилось продолжать широкую кампанию пересмотра своих обязательств по отношению к гражданам. Ее благополучателями, к сожалению, не окажутся ни самозанятые трудоспособные кыргызстанцы, ни малый и средний бизнес и его ассоциации, ни организации гражданского общества или рядовые граждане. Де-юре и де-факто, воплощенный принцип неравенства прав граждан может стать главным достижением Кыргызстана к 30-летию подписания Всеобщей декларации прав человека в 2024 году.
Чолпон Ногойбаева