25 октября 2023 года Жогорку Кенеш КР в первом чтении принял изменения в Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс КР или так называемый закон об иноагентах. Об этом уже немало написано, если вкратце, то любая некоммерческая организация (НКО), получит статус иностранного представителя, в случае, если получает какое-то финансирование от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства и при этом занимается деятельностью, направленной на воздействие на принятие решений органами государственной власти и их должностными лицам, в том числе, направленная на изменение проводимой ими государственной политики а также формирование общественного мнения в указанных целях.
Как отмечает экономист Азамат Акенеев, это настолько широкая формулировка, что под нее при желании может быть отнесена любая деятельность любого НКО. Написание письма в государственный орган, составление петиции, организация круглого стола, статья в СМИ, участие в телепередаче, критика в социальных сетях, мирные марши, шествия, все то, чем занимаются НКО для продвижения интересов своих бенефициаров так или иначе направлено на изменение государственной политики. И вряд ли вы найдете хоть одно НКО, которое не получало бы какую-то помощь от иностранных организаций или граждан. Ведь даже наши бывшие сограждане на сегодня формально являются иностранцами.
«И ведь этот статус иностранного агента – это не просто своеобразная стигма для государственных органов и населения. Такие НКО должны будут сдавать другие специальные режимы отчетности, подвергаться дополнительным проверкам, проходить обязательный аудит. За руководство или участие в НКО теперь можно будет получить немалый штраф или даже тюремный срок до 10 лет.
Можно с уверенностью сказать, что принятие данного законопроекта приведет со временем к закрытию многих, если не большинства, активных НКО Кыргызстана», – считает эксперт.
Он отметил, что уже были прецеденты, когда такие законы принимались в других странах. Так в решении Европейского суда по правам человека от 2022 года было признано, что «Закон об иноагентах» в России существенно ограничил деятельность заявителей из-за увеличения проверок их деятельности, ограничений на их зарубежное финансирование и роста административных штрафов. Многие НКО были вынуждены прекратить свою деятельность. Российские власти и суды толковали этот термин настолько широко, что под ним подразумевалась обычная деятельность организаций гражданского общества, в частности в экологической, культурной или социальной сферах. В постановлении суда также указано, что статус иноагента серьезно ограничил возможности организаций-заявителей взаимодействовать с представителями государственных органов, в том числе с теми, с кем они работали вместе в течение многих лет до их признания иноагентами. Этот статус ограничивал возможность заявителей участвовать в общественной жизни и заниматься своей обычной деятельностью.
А ведь сектор НКО в Кыргызстане важен не только с точки зрения защиты им прав граждан и предоставления социальных услуг в самых различных областях общественной жизни, где у государства не хватает ресурсов. Он сам по себе является достаточно мощным экономическим кластером, создающим десятки тысяч рабочих мест.
По официальной статистике, в Кыргызстане зарегистрировано около 30 тысяч некоммерческих организаций. Понятно, что не все из них являются работающими. Но в 2022 году ввели требование, чтобы НКО предоставляли дополнительную информацию в Государственную налоговую службу об источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенном, используемом и отчуждаемом имуществе. Все отчеты НКО размещены на сайте Государственной налоговой службы в свободном доступе. Всего в 2022 году в Кыргызстане сдали отчеты 2735 НКО. У нас мало где есть сектора экономики с таким числом активных участников в почти 3 тысячи организаций.
В отчете об оценке финансирования НКО, подготовленном Государственной службой финансовой разведки в 2022 году, приводятся следующие цифры: общее количество НКО в форме общественных объединений составило 2510, в форме общественных фондов – 3180. По итогам 2021 года этими НКО было использовано финансовых средств на ведение своей деятельности более чем 14 млрд сомов.
Точное количество граждан, занятых в НКО, нигде в статистических данных не указывается, но согласно исследованию анализа среды для развития НКО, 74,1% опрошенных отметили, что в их НКО работают от 2 до 10 человек, 14,8% – от 11 до 20 и более 21 сотрудника работает в 8,6% НКО. Организаций, имеющих всего лишь одного сотрудника, оказалось 2,5% от общего числа. Таким образом, в секторе НКО Кыргызстана работают десятки тысяч граждан во всех регионах страны. Этот сектор по своим размерам, вкладу в ВВП и созданным рабочим местам занимает важное место в экономике, а получение части финансирования от иностранных граждан и организаций обеспечивает помимо всего прочего стабильный приток валюты в страну и поддержание платежного баланса.
«Есть еще и такой момент. Бизнес-ассоциации в Кыргызстане тоже относятся к НКО и практически все имеют в своем составе иностранных граждан и компании, которые платят членские взносы. Основной целью деятельности бизнес-ассоциаций является защита интересов бизнеса в государственных органах. Таким образом, все они могут быть объявлены иностранными представителями, что серьезно ограничит их возможности по улучшению инвестиционного климата и бизнес-среды.
Никакой необходимости в дополнительном контроле НКО на сегодня нет, после поправок в 2022 году они и так уже сдают отчетности больше, чем коммерческие компании. Посмотрите отчетность НКО, выкладываемую в открытом доступе на сайте ГНС. Там ведь указываются все источники финансирования, в том числе и от иностранных организаций и граждан, и все расходы любого НКО. Даже эта отчетность, на мой взгляд, является избыточной, ведь ее никто не анализирует, не смотрит. Зачем на НКО хотят возложить еще и дополнительные требования и даже уголовную ответственность. Иначе как попыткой полностью уничтожить сектор НКО в Кыргызстане это трудно объяснить», – заключил Азамат Акенеев.