Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья. Среди наиболее уязвимых в доступе к образованию детей с инвалидностью всегда были ученики с ментальными нарушениями.
Инклюзивное образование направленно на охват обучением всех детей независимо от их интеллектуальных, физических и психических возможностей.
К сожалению, до сих пор в школе мы часто слышим от учителей негативные ругательные оценки типа «умственно отсталый», «дебил», есть педагоги, которые не верят в будущее ребенка. Но учитель по сценарию инклюзивного образования – это гибкий специалист, принимающий каждого ученика с его ограничениями и с любым потенциалом.
В 2021 году Фонд Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан» проводил исследование совместно с преподавателями и студентами Межвузовской лаборатории инклюзивного образования КГУ им. И. Арабаева, БатГУ, ОшГУ, ИГУ им. К. Тыныстанова по определению уровня развития инклюзивного образования в 30 школах страны. Команда студентов провела опрос среди 150 педагогов. По результатам исследования одна из трудностей педагогов – отсутствие вспомогательной программы для обучения детей с нарушениями интеллекта. 80% педагогов-респондентов не проходили курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию и хотели бы получать информационно-ресурсную поддержку по работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарат и интеллекта.
Сегодня ФЕЦА совместно с фондом «Сорос-Кыргызстан» в рамках проекта «Биздин мектеп» в сотрудничестве с кафедрой специальной педагогики и психокоррекции Кыргызского государственного университета активно занимается разработкой методических инструментов для реализации инклюзивного образования. Одной из нынешних актуальных разработок ФЕЦА в 2023 году стала вспомогательная программа обучения для начальных классов. Также со специальными педагогами для учителей из 60 школ был проведен обучающий онлайн-семинар по работе с учащимися с нарушениями интеллекта.
В данное время ФЕЦА при поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан» работает над сопровождением 82 детей с выраженными интеллектуальными нарушениями на базе трех ресурсных центров Аламудунского района, г. Ош, г. Нарын.
Как отметила директор ФЕЦА Анара Надирбекова, чрезвычайно важно, чтобы дети с тяжелыми ментальными нарушениями не были изолированы от общества.
«Наш фонд содействует активному включению детей в жизнь школы. В рамках проекта «Биздин мектеп», реализованного при финансовой поддержке фонда «Сорос Кыргызстан», фонд оказывает методическую помощь педагогам, стремящимся обучать учащихся с ментальными нарушениями – создана программа, проводятся консультации и обучающий семинар. Особенно стоит отметить работу педагогов г. Нарын, где школы организуют различные мероприятия для детей с ОВЗ и максимально стараются организовать индивидуальные форматы обучения для детей с нарушениями интеллекта. Не будем забывать, что уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к людям с умственными и физическими недостатками, особенно к детям, имеющим нарушения интеллекта», – подчеркнула она.