В конце «Десятилетия инвалидов» (1983-1992 годы) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 3 декабря «Международным Днем лиц с инвалидностью». Что мы, граждане Кыргызстана, можем сделать сообща для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя равными членами сообщества? Один из путей – обеспечить им доступ к полноценному и качественному образованию. Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в нашей стране инклюзивного образования.
За последние 10 лет по ряду причин, в основном связанных с экологией, количество детей с ограниченными возможностями здоровья значительно возросло во всем мире, в том числе и в Кыргызстане – до 34 тысяч. Но тема инклюзивного образования, по-прежнему, остается в основном в центре внимании только гражданского сектора – это родительские сообщества, общественные фонды, различные ассоциации и объединения. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Фонд Евразия Центральной Азии более 11 лет проводит работу по развитию инклюзивного образования. В октябре 2023 года на Национальной координационной встрече педагогов в рамках проекта «Биздин мектеп», реализуемого при финансовой поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан», были обсуждены результаты реализации Концепции развития инклюзивного образования в КР на 2019-2023 годы. Директора школ, присутствующие на встрече, дали оценку мерам, принятым в рамках концепции. Прорывным шагом, по их мнению, стало временное финансирование со стороны государства 20 школ по ставке персонального ассистента в 2021-2022 учебном году. Но по-прежнему отсутствуют документы, определяющие финансирование сопровождения учащихся с ОВЗ в общеобразовательных школах.
Основная рекомендация участников встречи для будущего плана реализации концепции развития инклюзивного образования на 2024-2027 годы – это внедрение ставок психологов и логопедов, создание ресурсных центров и кабинетов в общеобразовательных школах, написание специальных учебников и рабочих тетрадей для всех категорий детей с ОВЗ и введение программных требований в соответствии с уровнем ребенка на основе внедрения Стандарта для детей с ОВЗ.
Во много трудности в реализации инклюзии и организации индивидуального подхода возникают из-за переполненности классов и отсутствия финансирования на сопровождение учащегося с ОВЗ. Участники встречи видят также выход посредством введения ставки второго учителя в классе в начальной школе, где обучается более 25 детей. Как показывает практика частных школ, второй учитель в классе может снизить нагрузку с основного учителя и оказать индивидуальную помощь ребенку, не усвоившему сразу программный материал. Для реализации индивидуальных планов и для адаптации программ необходима сильная разносторонняя школьная команда, а также методическая помощь от педагогических институтов и психолого-педагогических центров.
«Сейчас государство должно выбрать четкую экономически выгодную модель развития инклюзивного образования в нашей стране, зафиксировать эту модель в нормативных актах, положениях, инструкциях, приказах и внедрить механизмы, реализующие работу этой модели. Школы должны поддерживать не только детей с инвалидностью, но и всех, кто нуждается в поддержке при получении образования – сироты, дети с двуязычием, дети с девиантным поведением, мигранты», – отметила директор Фонда Евразия Центральной Азии Анара Надирбекова.