Депутат Дастан Бекешев предлагает запретить междугородние пассажирские перевозки на автомобилях с правым рулевым управлением. Об этом он сказал 31 октября на комитете Жогорку Кенеша по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству.
По его словам, с 1 января 2020 года был введен запрет на такси с правым рулем, но не была предусмотрена ответственность за нарушение запрета.
“Потом случился коронавирус, были изменения в политике, поэтому закон не работал и не работает до сих пор: владельцы праворульных машин берут патенты, платят налоги и работают таксистами. Даже если закон заработает, встанет вопрос безработицы. Но мы должны обратить внимание на дорожную безопасность, поэтому предлагаем ввести запрет на междугородние перевозки пассажиров на праворульных такси. Запрет на перевозки по городу предлагаем перенести до 2030 года. Почему? С 2015 года введен запрет на ввоз в страну праворульных машин. В 2030 году исполнится 15 лет, как были завезены последние праворульные авто, они придут в негодность. Некоторым машинам уже по 30 лет. Поэтому мы предлагаем сроки введения запрета на праворульные такси перенести. Но необходимо ввести лицензирование для таксистов. МВД сможет контролировать их деятельность”, – рассказал Бекешев.
Тазабек Икрамов отметил, что остро стоит вопрос с безопасностью граждан. По его словам, он сам часто ездит по трассе Бишкек – Ош. “По данной дороге до сих пор ездят праворульные такси. Пару раз такие машины создали аварийную ситуацию по отношению ко мне. Сколько жизней мы там потеряли! Летом на Иссык-Куль тоже ездят праворульные машины. Вы предлагаете перенести сроки введения закона в силу, я считаю это неправильным. Сейчас в страну можно ввести леворульные машины, которым не более пяти лет. Я предлагаю увеличить данный параметр до 10 лет, тогда у граждан появится возможность покупать машины с левым рулем. У них состояние получше. И тогда бы все граждане пересели на леворульные авто. Можно снизить и стоимость растаможки”, – сказал депутат и попросил прекратить популизм и не играть с жизнями людей.
Бекешев ответил, что в рассматриваемом законопроекте речь идет только о такси, а не о ввозе автомобилей. Икрамов сказал, что не против предложений коллеги.
Улугбек Ормонов поинтересовался, какой процент дорожно-транспортных происшествий в Бишкеке совершают машины с правым и левым рулем. Депутат отметил, что на авторынке “Азамат” открыто продаются праворульные машины. Он поинтересовался, как они были завезены в республику, кто посодействовал их растаможке и оформлению.
Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Канатбек Кубатбеков ответил, что по Бишкеку нет деления на ДТП с участием праворульных и леворульных машин.
“У нас есть общая статистика. В Бишкеке совершается большая часть ДТП по республике. Всего в столице за 9 месяцев зарегистрировано 1 776 ДТП, погибли 37 человек, пострадали 2 253. Но в городе аварий с участием машин с правым рулем происходит небольшое количество. Основная часть регистрируется на трассах, соединяющих Бишкек с двумя областями. Всего в КР зарегистрировано 4 407 ДТП с участием праворульных машин, в них погиб 421 человек, 7 029 пострадали”, – сообщил замглавы ГУОБДД.
Ормонов предложил принять решение по законопроекту, когда ведомство предоставит всю информацию с разделением числа аварий на праворульные и леворульные.
Бекешев отметил, что у него есть все данные, запрашиваемые коллегами. “В 2019 году ДТП с участием праворульных машин составили 20% от общего числа аварий, в 2022-м – 26%. Это данные ГУОБДД. Но у них нет статистики по другим обстоятельствам: возможно, на трассе не было освещения или водитель сел за руль пьяным, и именно поэтому произошло ДТП, а не из-за того, что машина праворульная”, – подчеркнул депутат.
Вместе с тем он сообщил, что с 2015 по 2020 год были зарегистрированы 190 тыс. машин, среди них 174 автомобиля с правым рулем, хотя был введен запрет на их ввоз в страну. “Это данные ГУ “Унаа”. Нужно рассматривать ответственность тех, кто их зарегистрировал”, – добавил Бекешев.
Зампредседателя комитета Бактыбек Чойбеков не согласился с предложением с переносом срока введения закона в силу. Он считает, что для праворульных такси должен быть введен полный запрет. “Также был введен запрет на ввоз праворульных машин, но их завозят с Дальнего Востока. Делают армянскую регистрацию, завозят, на учет не ставят и эксплуатируют”, – сказал депутат.
Канатбек Кубатбеков согласился с ним. “Вы правы. Основная часть праворульных такси с армянскими, абхазскими или российскими номерами. Они переходят границу беспрепятственно и после не регистрируются. Но большая часть ДТП с праворульными машинами происходит именно на трассах между городами”, – добавил замначальника ГУОБДД.
В свою очередь Бактыбек Сыдыков предложил рассмотреть вопрос о том, почему законы о запрете на пассажирские перевозки праворульными автомобилями и запрете на ввоз машин с правым рулем в КР не исполняются.
Бекешев ответил, что законопроект касается не ввоза машин, а таксомоторной деятельности. “Сейчас около 50 тыс. праворульных машин занимается таксомоторной деятельностью. Завтра МВД придет в голову их штрафовать, чтобы закон работал, тогда люди останутся без работы. Дело только в этом. Поэтому предлагаю разрешить хотя бы в городе. К тому же как будет закон работать? Гаишник остановит таксиста, он скажет, что рядом сидят его друзья. Как гаишник докажет, что это пассажиры, а не друзья? Тогда будет коррупция: таксист просто даст чуть-чуть гаишнику и все. А в суде невозможно будет доказать. Даже если оставим как есть, в будущем все будет заканчиваться взятками”, – заявил депутат.
Сыдыков ответил, что коллеги все время пугают друг друга социальным взрывом. “Не будет никакого социального взрыва. Неправильно продлевать сроки, если закон не работает. Надо добиться и контролировать его исполнение”, – добавил депутат.
Икрамов напомнил и о второй стороне закона. По его словам, при введении запрета сотрудники ГУОБДД будут останавливать и машины, которые не перевозят пассажиров, а едут с семьей.
Председатель комитета Мурадил Сыдыков спросил, как ГУОБДД относится к рассматриваемому законопроекту. Замглавы ведомства ответил, что управление против праворульных такси.
Гульшаркан Култаева отметила, что по запрету на ввоз машин из стран – участниц Евразийского экономического союза необходимо обращаться в Евразийскую экономическую комиссию.
В результате обсуждения члены комитета отклонили законопроект Бекешева.