Помнится, пару лет назад при своем назначении на должность глава кабмина Акылбек Жапаров козырнул обещанием, мол, доведу доходную часть бюджета до 500 миллиардов сомов. И на это просил времени как раз пару лет. На этом моменте свой акцент делал и глава государства Садыр Жапаров, мол, его однофамилец – единственный из кандидатов, кто взял на себя такой груз. Поэтому дадим ему возможность проявить себя.
Зато сегодня у Кыргызстана самый большой дефицит бюджета. Деньги нужны стране, да и время у Акылбека Усенбековича истекает. Но уходить он не хочет со своего поста – крепко врос в кресло. И его изворотливый ум нашел выход – был скопирован один закон Казахстана и переделан для Кыргызстана. Это закон о сверхдоходах.
Но если в Казахстане этот закон касается горнодобывающей отрасли, где речь идет о сверхприбыли недр, принадлежащих народу, то в Кыргызстане этот закон предлагается применить к банковской сфере нашей республики. Только у наших соседей добычей полезных ископаемых и углеводородов занимаются в своем большинстве иностранцы. Тогда как в Кыргызстане абсолютное большинство банков – это уже наши, отечественные капиталы. Соответственно, у казахстанцев под налогообложение подпадают чужестранцы, разрабатывающие невозобновляемые недра. И наши соседи сделали все по-умному – у них налог на сверхдоходы сделан скользящим, по прогрессивной шкале. В итоге, даже в подобных условиях ставка налога на сверхприбыль в РК оказывается в 3-5 раз ниже, чем предлагаемая нашим премьером для банков КР. Зато Акылбек Жапаров хочет угнетать своих же соотечественников, ведь, мол, пацан сказал – пацан сделал. А что он пустит целую отрасль под откос – мыслей об этом нет! Главное – день простоять и ночь продержаться.
После нас хоть потоп!
Последнюю фразу приписывают фаворитке короля Франции – маркизе Де Помпадур, которой было глубоко наплевать на свой народ, лишь бы она блистала новыми шелками и нарядами при дворе. Зато последствия ее выкрутасов расхлебывал глава Франции, который буквально боролся за будущее своей страны, но все равно оставил ее своего преемнику на грани банкротства… И деяния этой дамочки стали одной из искр, которые вскоре приведут ее королевство к переворотам, свержению монархии и установлению республики.
Вернемся к сегодняшним реалиям. Внимание главы кабмина Кыргызстана приковано сегодня исключительно к банковскому сектору, где, по его мнению, все гребут деньги лопатой. Мол, поймали свою волну на фоне происходящих событий на Украине, поэтому будем обезжиривать именно вас во имя моего обещания увеличить доходную часть госказны. А то, что банки вытягивали ситуацию с наличкой в 2020 году, когда все сидели по домам из-за карантина, уже сегодня можно забыть! Как и то, что человек, вроде бы неглупый – само имя Акылбек чего стоит, нарушает основы экономики и поступается принципами Конституции страны. А Основной закон должен быть превыше всего! Но сейчас страдает в первую очередь ее статья 17 «Кыргызская Республика создает условия для развития различных форм экономической деятельности и защищает интересы национальной экономики».
Признаем честно, нашим банкам повезло с сегодняшней ситуацией в мире, и они как грамотный и умный бизнес использовали ее для получения прибыли, при этом перечислив огромные суммы налогов в госказну. Но это не повод также нарушать и свое же, отечественное Налоговое законодательство, где в основе стоит принцип справедливости! И конкретно в статье 10 Налогового кодекса КР четко говорится, что налогообложение является всеобщим на территории Кыргызской Республики. Своими же действиями наш премьер нарушает эти не самые последние законы нашего отечества, выделяя под дополнительное налогообложение на сверхприбыль именно банковскую сферу. При этом в России, против которой введено рекордное количество санкций, там и то не намерены переступать через свои же законы, так как такой подход даст неравнозначный эффект для разных отраслей экономики и нарушит те же указанные принципы справедливости.
А вот в статье 9 Закона КР «О конкуренции» вообще сказано яснее ясного, что «…Государственным органам и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и/или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты и/или действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции и/или ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и/или физических лиц».
К тому же, разнобой у наших ветвей власти продолжается. Акылбек Жапаров запамятовал или намеренно проигнорировал следующий момент – требование Национального банка КР к коммерческим финансовым учреждениям об увеличении их уставного капитала до 800 миллионов сомов в следующем году и одного миллиарда – уже к 2026 году. И получаемая сегодня прибыль отечественными банками, в своем большинстве, уйдет как раз на эти цели.
Потому как до 2022 года у наших банкиров прибыли было с гулькин нос, поэтому на продажу были готовы владельцы почти всех банков страны. Сегодня на этот шаг настроены в половине(!) банков. Что тоже является угрозой для безопасности страны, если ее ключевую отрасль экономики будут контролировать извне. Или властям страны придется иметь дело с разъяренными вкладчиками банков.
Потому, не зря нас пугает Запад санкциями. Ведь на проблемах России сегодня не одни банки имеют свой кусок хлеба с маслом. Сегодня лишь считанные отрасли не имеют свой гешефт с торговли и поставок в Россию своих товаров или услуг. По сути, они тоже могут говорить о сверхприбылях, если сравнивать с предыдущими годами их деятельности. Но их наш премьер не трогает, потому как сразу появляются митинги около Дома правительства. Зато банкиры не хайпуют на публике, у них специфика работы и менталитет не любят шума. Но это не значит, что с ними можно делать что угодно.
Разговор о сверхдоходах коммерческих финансовых учреждений Кыргызстана пошел на фоне их деловой порядочности и законопослушности – они полностью прозрачны для контролирующих органов. А теперь в этом направлении может вновь появиться «серая» бухгалтерия с завышенными расходами. Кыргызстан итак уже подобрался к опасной черте – высоким ставкам налога. Чтобы обычный трудяга получил, к слову, одну тысячу сомов «белой» зарплаты работодатель должен отдать государству дополнительно – с выплатами в Соцфонд + подоходный налог – 447,56 сома или 44,75 процента! И как после этого можно вывести экономику из тени??? При этом, наш глава кабмина упорно игнорирует или не хочет видеть возможность введения скользящей шкалы, градацию доходов и т.п.
В мировой практике принято смотреть на положение банков в той или иной стране, прежде чем принимать решение об инвестициях. Банковский сектор штормит? Значит, в этой стране делать нечего! В нашем же случае, кризис в отрасли намерены устроить свои же власти… Это все вкратце, чтобы не утомлять читателей скучными и длинными расчетами цифр.
К тому же, мировая экономика штука капризная и непредсказуемая. «Ничто не вечно под луной» или ситуация может поменяться в любой момент. Завтра, к примеру, может выстрелить какой-нибудь другой сектор экономики – и что, и его обвинят в сверхприбыли и удушат налогами?
Сегодня в Центральной Азии много кто пытается примазаться к памяти такого исторического персонажа, как Чингисхан. Его свод законов – Яса, является уникальным сборником актов. Сам же Великий Потрясатель Вселенной в памяти покоренных им народов остался не только как кровожадный, но и в чем-то – справедливым. Он не раз говорил своим соплеменникам – «нельзя забирать у покоренных народов всё, что у них есть. Если они умрут сегодня, тогда мы – умрем завтра! Потому, как и нам нечего уже будет есть…» Поэтому, в его самой большой сухопутной империи в истории человечества были единые налоги – десятина шла хану и еще десятина – в казну каганата. Данную ставку платили все – и монголы, и их данники. Больше сборщики не имели права брать, иначе рисковали сами быть наказанными. И единые правила торговли действовали по всей его империи, и купцы различных стран были в безопасности.
Отступая от лирики хочется в завершении задаться вопросами: где здравый смысл? Где логика? Где запрет на нарушения собственной же Конституции и отсутствие попрания Справедливости? Особенно от исполнительной ветви власти.