Издание The Insider опубликовало расследование о серии отравлений российских журналисток и активисток в Европе. Так, в октябре в Мюнхене была отравлена журналистка «Новой газеты» и «Медузы» Елена Костюченко, неделю спустя с практически идентичными симптомами столкнулась журналистка «Эха Москвы» Ирина Баблоян в Тбилиси, а весной нейротоксичным веществом была отравлена глава Фонда «Свободная Россия» Наталия Арно. The Insider подробно изучил обстоятельства этих отравлений вместе с врачами — экспертами по отравляющим веществам.
Елена Костюченко. Отравление в Мюнхене
С началом полномасштабной войны специальный корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко отправилась в Украину, где в первые недели марта сделала четыре репортажа — с границы, из Одессы, из Николаева и Херсона. 30 марта Костюченко находилась в Запорожье и планировала поездку в Мариуполь, но получила предупреждение от коллег и источников в украинской разведке, что чеченским подразделениям на российских блокпостах отдан приказ ее убить. Тогда журналистка на время уехала в Европу.
Костюченко нашла квартиру в Берлине, а в конце сентября вышла на работу в «Медузу». Ее первой командировкой должен был стать Иран, после чего она собиралась вновь поехать в Украину. Она планировала заранее подать документы на визу в Украину, но из-за хакерских атак не смогла записаться в посольство в Берлине и тогда договорилась, что ее примут в украинском консульстве в Мюнхене.
17 октября Костюченко отправилась в Мюнхен ночным поездом, на следующий день встретилась там со своей подругой. Днем они обедали в ресторане на улице, во время обеда к их столику дважды подходили знакомые подруги — сначала мужчина, затем две женщины. Журналистку тогда удивило, насколько Мюнхен маленький город. Елена отходила в туалет, подруга все время оставалась за столиком. Еда в ресторане показалась Елене невкусной, она не доела половину блюда. Когда подруга повезла журналистку обратно на вокзал, она предложила ей дезодорант, сославшись на то, что от нее неприятно пахнет.
В поезде у Костюченко заболела голова, она не могла сконцентрироваться, работая над текстом. В Берлине она с трудом добралась до своей квартиры, почувствовала упадок сил, у нее появилась одышка. Тогда Костюченко подумала, что это последствия ковида, которым она переболела за три недели до этого. Наутро она почувствовала сильную боль в животе, которая отдавала в позвоночник. У нее появились головокружение, тошнота, сильное чувство тревоги, а также бессонница.
Журналистка обратилась к врачу только через десять дней. Анализы показали, что печеночные ферменты АЛТ и АСТ у нее в пять раз выше нормы, а в моче обнаружили кровь. Позже появились новые симптомы — отечность лица и пальцев, ладонно-подошвенный синдром (внезапное покраснение ладоней и ступней). Немецкие врачи последовательно исключили несколько диагнозов (вирусный гепатит, аутоиммунные заболевания, осложненный пиелонефрит), после чего предположили, что это было отравление. Елене рекомендовали сдать анализы на токсины в клинике «Шарите», где от отравления ядом «Новичок» лечился Алексей Навальный.
Для этого Костюченко пришлось обратиться в полицию. Было открыто расследование, но полицейские заявили, что спустя два с половиной месяца после отравления найти токсины в организме практически невозможно. В конце декабря у нее взяли анализы, но их результаты так и не сообщили.
2 мая немецкая прокуратура закрыла дело об отравлении Костюченко, однако в июле полиция сообщила, что дело возобновили для проведения новых анализов.
The Insider пообщался с врачами и специалистами по отравляющим веществам. Они согласились, что описанные симптомы невозможно объяснить чем-то кроме экзогенного отравления, то есть отравления веществом, попавшим в организм извне:
Клиническая картина и данные лабораторных исследований свидетельствовали об остром повреждении печени (значимое повышение АЛТ и АСТ) и почек (гематурия), также отмечался ряд неврологических нарушений. Симптомы в том виде, в котором они описаны Еленой, с учетом предоставленных ей результатов анализов, позволяют сузить спектр возможных отравляющих веществ. Главное подозрение опрошенных экспертов падает на хлорорганические соединения, такие как, например, дихлорэтан. Вряд ли яд попал в организм через дыхание, тогда бы были повреждены легкие, скорее всего, яд попал либо через кожу (но в случае с хлорорганическими соединениями это потребовало бы довольно долгого контакта), либо через пищу.
Наталия Арно. Отравление в Праге
2 мая 2023 года глава фонда «Свободная Россия» Наталия Арно участвовала в непубличном мероприятии в Праге. Вечером она вернулась в отель Garden Court и обнаружила дверь своего номера открытой. В номере ничего не пропало, только явственно ощущался запах какого-то парфюма.
Ночью Наталия проснулась от онемения и боли в разных частях тела. По ее воспоминаниям, особенно болели зубы и язык, затем боль стала распространяться дальше, она чувствовалась в ушах, груди, позвоночнике. Во рту ощущался минеральный вкус, в глазах расплывалось, руки и ноги немели.
В тот же день Наталия вернулась в Вашингтон, где проживает постоянно, и обратилась к врачу. Ее делом занялись правоохранительные органы США. Результаты токсикологического исследования пока неизвестны, но врачи сообщили Арно, что она была отравлена нейротоксичным веществом.
По мнению эксперта, ранее занимавшегося разработкой отравляющих веществ, описанные симптомы, в том числе характерные онемения, указывают на нервно-паралитическое вещество. К классу таких веществ относятся и все виды «Новичка», но по одним лишь этим симптомам конкретизировать класс вещества невозможно.
Возможно, это не первая попытка отравления Наталии Арно. В июле 2021 года она почувствовала запах парфюма в номере в отеле в Вильнюсе, после чего у нее поднялась температура и появилась слабость и сыпь.
Ирина Баблоян. Отравление в Тбилиси
В октябре 2022 года журналистка «Эха Москвы» Ирина Баблоян переехала из Москвы в Тбилиси, где проживала в гостинице King Tamar. Вечером 25 октября она почувствовала недомогание, а наутро проснулась с сильной слабостью и головокружением. Через сутки у нее проявился ладонно-подошвенный синдром — ладони стали багровыми и горели так, «будто держишь в руках огонь».
В ночь на 27 октября Баблоян отправилась на машине в Ереван. Во время поездки ей стало совсем плохо: мозг затуманился, она не могла сконцентрироваться. «Ты лежишь, но чувство усталости не проходит, как будто просто не получается отдохнуть. У меня было ощущение, что тело больше не принадлежит, оно стало ватным, появилась сильная тревога», — рассказывает она.
В гостинице в Ереване у нее заболел живот, появилась тошнота и бессонница, во рту ощущался металлический вкус. Симптомы пропали спустя два дня, однако до сих пор у журналистки появляются внезапные покраснения на коже.
Первоначально Ирина не задумывалась о том, что это может быть отравление. Она сдала анализы на аллергию — они оказались отрицательными на все известные аллергены.
Через несколько месяцев журналистка переехала в Берлин и сдала кровь для токсикологического анализа в «Шарите». Позже врачи ей сказали, что образцы крови «потерялись». Тем не менее Ирину тщательно опросили об обстоятельствах дела в полиции. Недавно она сдала повторные анализы.
По мнению опрошенных The Insider экспертов, описанная Ириной клиническая картина не может быть убедительно объяснена наличием какого-то известного заболевания, поэтому версия об экзогенном отравлении представляется им более вероятной. Схожесть симптомов с симптомами, описанными Еленой Костюченко, позволяет предположить, что мог использоваться тот же или схожий отравляющий агент, но какой именно, пока утверждать сложно.
Отравления, которые не подтверждены
В мае 2023 года политик и юрист команды Навального Любовь Соболь заявила, что заметила за собой слежку в Берлине. 24 июля она написала в твиттере: «Процесс восстановления после того отравления в Берлине занял несколько недель. Но теперь я в норме. Рассказывать подробности по-прежнему не могу из-за подписки о неразглашении тайны следствия».
The Insider пишет, что изучил обстоятельства этой поездки и опросил ряд врачей, которые сошлись во мнении, что симптомы, с которыми столкнулась Любовь Соболь, не могут объясняться отравлением. «На данный момент у The Insider нет никаких оснований считать, что Любовь Соболь была отравлена», — отмечает издание.
В марте 2023 года московская активистка Эльвира Вихарева заявила, что была отравлена дихроматом калия. По ее словам, первые симптомы отравления появились в конце ноября — начале декабря. Затем они повторились в начале февраля. Вихарева рассказала, что испытывала сильные желудочные боли, усиление сердцебиения и онемение конечностей. Затем у нее начались судороги и обмороки, а также выпадение волос.
Журналисты The Insider поддерживали контакт с Вихаревой, выясняя обстоятельства ее предполагаемого отравления. Она рассказывала, что обнаружила у себя дома на полу шарики ртути, и жаловалась на новые попытки отравления.
В июле она опубликовала большой пост, к которому приложила результат анализа с дихроматом калия. Эксперт, консультирующий The Insider, заявил, что этот анализ не принадлежит Вихаревой и взят из научной статьи 2012 года «Accidental potassium dichromate poisoning» в журнале Forensic Science International. В материале описывался случай непреднамеренного отравления дихроматом калия у 58-летнего мужчины во Франции.
Эксперты полагают, что Вихарева может нуждаться в медицинской помощи, но не связанной с отравлением.
Источник: Insider