В Конституционном суде дали пояснение к своему решению по поводу возможности использования матчества вместо отчества.
Так, сообщается, что 30 июля Конституционный суд рассмотрел дело проверке конституционности некоторых нормативных положений Семейного кодекса (часть 2 статьи 63) и Закона КР «Об актах гражданского состояния» (абзац второй части 1, абзац второй части 3 статьи 30) и признал их не противоречащими Конституции КР.
“Суть обращения заключалась в том, что заявитель просила, чтобы у матери была возможность дать отчество своему ребенку по своему имени, иными словами дать возможность использования матчества. Рассмотрев дело на судебном заседании, Конституционный суд пришел к следующим выводам.
В целом, наше законодательство предусматривает возможность присвоения имени по кыргызским национальным традициям, а также по сложившейся советской системе присвоения имени, предусматривающей собственное имя, фамилию и отчество. Следует сразу же отметить, что порядок присвоения имени по кыргызским национальным традициям (с указанием «уулу, кызы, тегин») остается неизменным.
В то же время, относительно права родителей, в том числе матери, на присвоение ребенку фамилии, имени и отчества по советской системе находится в непосредственном соприкосновении с правом ребенка на обеспечение наилучших интересов и благоприятных условий его развития, становления в соответствующей социальной среде.
В этой связи права ребенка имеют приоритетное значение относительно прав родителей и находятся под особой государственной защитой. А поскольку нахождение ребенка с матчеством в традиционном обществе может повлечь за собой применение в отношении него различного рода стигм и буллингов (клеймение, травля), в удовлетворении ходатайства заявителя было отказано.
Однако по достижению совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста согласно ст.56 Гражданского кодекса КР), то есть приобретения способности объективно оценивать и адекватно реагировать на существующую действительность и полностью отвечать за свои поступки гражданин, который по тем или иным причинам, в том числе пережитым жизненным трагедиям, не приемлет мужское имя в качестве элемента своего полного имени, он должен иметь права выбора между отчеством и матчеством. Поэтому законодательство должно содержать правовые положения, предоставляющие этой категории граждан такую возможность и не создавать условий для нарушений принципов равенства и запрета дискриминации по признаку пола.
Указанным Решением ни в коей мере не нарушаются традиционные и исторические устои нашего общества, связанные с присвоением имени”, – говорится в сообщении Конституционного суда.