IPI: Готовящийся закон о НКО угрожает свободе прессы в Кыргызстане

EPA-EFE/IGOR KOVALENKO

Печально известный российский закон об «иностранных агентах» вдохновляет на аналогичные меры в регионе. В то время как граждане Грузии успешно выступили против законопроекта об «иностранных агентах» в марте, Кыргызстан рассматривает аналогичное предложение, которое использовалось для подавления независимых СМИ и гражданского общества. Параллельно парламент Кыргызстана обсуждает новый закон о СМИ, принятие которого может означать конец независимой журналистики в стране, пишет International Press Institute (IPI).

Другое имя, та же цель

В конце мая группа из 33 депутатов Жогорку Кенеша предложила законопроект о внесении изменений в закон Кыргызстана, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. В случае принятия поправки введут термин «иностранный представитель», который будет применяться к некоммерческим организациям, получающим средства от иностранных правительств или международных организаций (таких как донорские организации), которые осуществляют «политическую деятельность» в Кыргызстане. 

Согласно законопроекту, копия которого была рассмотрена Международным институтом прессы (IPI), эти организации будут обязаны регистрироваться в качестве иностранных представителей и представлять властям регулярные отчеты о кадровой структуре организации, а также финансовые отчеты и аудиторские проверки.  

Власти смогут приостанавливать деятельность «иностранных» некоммерческих организаций, которые не зарегистрированы. Организации, участвующие в «насилии над гражданами или ином причинении вреда их здоровью», могут быть оштрафованы, а их сотрудники лишены свободы на срок до десяти лет.

Законопроект является «95-процентной копией российского законодательства» об иностранных агентах, заявил IPI кыргызский медийный юрист Семетей Аманбеков. По его словам, сходство не случайно: Россия пытается ввести Кыргызстан и другие страны на свою «орбиту» посредством законов, запрещающих иностранное представительство.

«Иностранный представитель» на практике является «иностранным агентом», соглашается Акмат Алагушев, медиаюрист Кыргызского Института Медиаполиси. «Название было изменено», — сказал он, но спектр того, что входит — такие как дополнительные проверки и другие процедуры, финансовая нагрузка, запреты и возможность закрытия — «это все то же, что и в России».

Хотя в прошлом некоторые депутаты кыргызского парламента пытались принять закон, подавляющий независимые СМИ и некоммерческие организации, «геополитические изменения», последовавшие за полномасштабной агрессией России против Украины, теперь делают принятие закона более вероятным.

По словам юристов кыргызских СМИ, с которыми связался IPI, обычно парламент не может принять закон до того, как депутаты уйдут в отпуск в июле, но нельзя исключать скорое принятие закона в нарушение организационных правил парламента.

«Давление [на депутатов] серьезное, и я уверен, что многие из них получают указания о принятии этого закона», — сказал Аманбеков. – Мы можем серьезно чувствовать давление по этому поводу со стороны Кремля».

Рост в риторике

Анна Капушенко, главный редактор крупного независимого новостного сайта Kloop сказала, что официальные лица в стране, включая президента Жапарова, все чаще используют тип антимедийной риторики, возглавляемой российскими официальными лицами. «Сейчас выходит много статей [в провластных источниках] о том, что независимые СМИ получают гранты из Америки, с Запада. [Говорили, что эти СМИ] якобы вмешиваются во внутренние дела страны и пытаются разрушить страну. Они также используют нарратив гомофобии, говоря, что все эти СМИ, и в частности Kloop, продвигают повестку дня ЛГБТ, и что по этим причинам они должны быть закрыты».

Юристы СМИ выразили опасение, что ситуация может ухудшиться. «Уверен, что если Кыргызстан примет термин «иностранный представитель», то позже будет принят ряд поправок, ужесточающих такие понятия, как «нежелательная организация», «иностранное влияние» и другие», — сказал Семетей Аманбеков.

Поворотный момент в истории Кыргызстана

Принятие законопроекта об «иностранных представителях» станет поворотным моментом для Кыргызстана, который ранее считался островком демократии в Центральной Азии. В то же время администрация президента Жапарова также предложила новый закон о СМИ, который не менее беспокоит медиа-сектор страны.

Представленный в октябре прошлого года законопроект все еще обсуждается на регулярных встречах между депутатами и представителями президента, с одной стороны, и представителями СМИ, с другой. Последние обеспокоены несколькими аспектами закона, который призван обновить законодательство, действующее с 1992 года. Среди прочего, закон обяжет интернет-СМИ регистрироваться в органах власти. Кроме того, права внештатных журналистов будут серьезно ограничены, а СМИ, которые, как считается, «нарушают свободу прессы», могут быть закрыты властями.

Более жесткое, чем российское законодательство, разрешающее, но не требующее регистрации сайтов, кыргызское предложение, по словам Аманбекова, направлено на то, чтобы дать властям «оправдания не регистрировать сайты, убрать неудобные СМИ, расследования и «очистить» информационную систему страны в соответствии с пожеланиями правительства.

В качестве примера Семетей Аманбеков отметил, что сайты должны будут указывать географию своего распространения и тиражи. «Трудно даже понять, что это значит, поскольку доступ к веб-сайту возможен из любой точки мира. Что вообще означает обращение для веб-сайтов? И это только одна из многих возможных отговорок, чтобы не регистрировать новостной сайт», — сказал он.

Отсутствие реального диалога с властями, пытающимися контролировать СМИ

Алагушев повторил озабоченность по поводу требования о регистрации веб-сайта, заявив, что оно будет «вредным», «технически сложным» и открытым для манипуляций со стороны судов, зависящих от политической воли правительства. В результате многие СМИ не получат регистрацию, считает он.

Кроме того, согласно новому закону, только зарегистрированные СМИ будут аккредитованы для работы в парламенте и государственных учреждениях. “Это убьет институт независимой журналистики. – сказал Аманбеков. – Информационная сфера Кыргызстана просто перестанет существовать».

Хотя, теоретически, кыргызские власти по-прежнему открыты для диалога с гражданским обществом. Юристы СМИ, с которыми связался IPI, подтверждают, что к мнению экспертов не прислушиваются, а законодатели отказываются отвечать на вопросы, например, о полезности регистрации веб-сайта. 

«Инициаторы закона много говорят об «ответственности» интернет-СМИ, о желании «подавить нечестивое» влияние, — пояснил Алагушев. – Но СМИ уже несут ответственность по действующему закону о СМИ, в том числе онлайн-СМИ. Таким образом, этот аргумент недействителен. Это всего лишь закон, призванный наказать [независимые СМИ]. В публичных дебатах у инициаторов закона просто нет аргументов. По этой причине они отказались от таких дебатов».

Тенденция, подтвержденная Капушенко: «Мы видим, что это стратегия, план по ослаблению независимых СМИ, чтобы не было альтернативных точек зрения и чтобы единственно возможное мнение заключалось в том, что правительство Кыргызстана делает потрясающую работу».

СМИ обвинили в «злоупотреблении свободой слова»

Новый закон о СМИ также запрещает «злоупотребление» свободой прессы, а средствам массовой информации, дважды нарушившим это положение, грозит закрытие. 

“Но никто не знает, что такое злоупотребление свободой прессы, потому что никакие законы не определяют это, — говорит Аманбеков. – Власти смогут определить это сами. Например, даже негативные новости, критикующие депутатов, президента, могут быть интерпретированы как таковые”.

Он также отметил, что новый закон о СМИ и законопроект об «иностранных представителях» — это исключительно попытки заставить замолчать независимые СМИ и полностью подчинить информационную сферу Кыргызстана властям.

Поскольку доверие к правительству в Кыргызстане по-прежнему низкое, журналисты часто являются единственным вариантом, который есть у граждан для решения своих проблем. «Потому что власти вмешиваются только после того, как журналисты поднимают шум», — объясняет Аманбеков.

Конкретные результаты усилий властей по закрытию независимых СМИ в Кыргызстане уже видны. Одним из наиболее ярких примеров этого являются попытки закрыть Радио Азаттык, кыргызскоязычную службу Радио Свободная Европа/Радио Свобода. В настоящее время медиакомпания обжалует решение районного суда Бишкека, который предписал ей прекратить деятельность в Кыргызстане после иска Министерства культуры. По словам Капушенко, этот случай показывает, что правительство Кыргызстана рассматривает свободу слова как «препятствие на своем пути».

«Азаттык» попал в поле зрения недавно принятого закона о борьбе с «ложной информацией», пояснил Алагушев. «Этот закон был принят со всеми возможными ошибками, несмотря на предупреждения [медиаюристов]. Он был просто принят из-за давления со стороны исполнительной ветви власти. В результате мы можем наблюдать серьезную резервную тенденцию в отношении свободы слова. И все это [происходит], несмотря на то, что Конституция четко говорит, что все это незаконно», – говорит он.

Политическая сцена все больше контролируется президентом Жапаровым

«Думаю, все усилия будут приложены к тому, чтобы закон [об иностранных представителях] был принят до того, как 1 июля парламент уйдет на каникулы, — добавил Аманбеков. – В противном случае они попытаются пройти его осенью. Мы просим депутатов не голосовать за этот закон, а президента наложить на него вето».

«В Кыргызстане все стало очень сложно, особенно после принятия новой конституции [в 2021 году] и избрания нового президента [Садыра Жапарова], — заключает Алагушев. – Сейчас Кыргызстаном управляет президент, тогда как раньше это была парламентская республика. Теперь депутаты ответственны перед президентом. Роль парламентаризма упала почти до нуля. Законопроект об «иностранных представителях» поддерживают 33 депутата из 90… это уже о чем-то говорит. Таких вещей раньше не было».

За последние месяцы IPI и партнерские организации неоднократно обращались к должностным лицам Кыргызстана, а именно к Администрации Президента, Парламенту, Правительству Кыргызстана, а также Министерствам культуры и иностранных дел, пытаясь наладить диалог о тревожных тенденциях, отдаляющих Кыргызстан от международно признанных базовых принципов, таких как свобода печати, и приближения страны к авторитарным моделям правления, продвигаемым Россией. На сегодняшний день ни на одно из наших писем или других сообщений не ответили.