Представители медиа сообщества и гражданского общества Кыргызстана обратились к президенту Садыру Жапарову и депутатам Жогорку Кенеша касательно скандальных законопроектов о СМИ и НКО.
Публикуем текст обращения полностью.
“В последние годы ситуация со свободой слова и демократией в Кыргызстане вызывает серьезную обеспокоенность. Мы наблюдаем резкое ухудшение условий для свободы слова, независимых СМИ, некоммерческих организаций и гражданского общества.
Ряд журналистов и правозащитников подверглись незаконному уголовному преследованию, выдворению из страны, многомиллионным судебным искам. Специально созданные фейк-фабрики устроили кибербуллинг и травлю в отношении независимых медиа и НКО. Против деятельности независимых СМИ и гражданских активистов проводятся различные митинги, на которых звучат откровенные угрозы и язык вражды. При этом, лица, от которых исходят угрозы и травля с применением языка вражды и разжиганием розни, не были привлечены к правовой ответственности.
В стране принимаются карательные законодательные инициативы, направленные на ограничение деятельности гражданского общества и независимых медиа, вводящие цензуру, сужающие демократическое пространство в стране.
Администрация президента вынесла на общественное обсуждение законопроект “О СМИ”, который противоречит Конституции КР, вводит цензуру и тотальный контроль государства над независимыми медиа. Несмотря на то, что Президент КР Садыр Жапаров образовал рабочую группу для доработки закона “О СМИ” из числа представителей администрации президента и независимых медиа, глава рабочей группы Мурат Укушов саботировал ее работу, не приняв предложения независимых медиа, не организовав рабочий процесс (в течение 6 месяцев группа заседала всего 2 раза), не проведя постатейного обсуждения закона.
Депутат Надира Нарматова и 32 других депутата Жогорку Кенеша инициировали поправки в Закон “О некоммерческих организациях” и Уголовный кодекс Кыргызской Республики. В соответствии с этими поправками в стране вводится понятие “иностранный представитель”, а также жесткая уголовная ответственность, которая может применяться за обычный гражданский активизм.
Все это привело к тому, что впервые в своей истории Кыргызстан потерпел катастрофическое падение в мировом рейтинге стран по уровню свободы прессы, за один год опустившись сразу на 50 позиций, заняв 122-е место из 180.
Вышеуказанные законопроекты вызвали огромный резонанс как внутри кыргызстанского общества, так и на международной арене, поскольку их нормы противоречат Конституции КР и идут вразрез с международными договорами и конвенциями, к которым присоединился Кыргызстан. О рисках принятия законопроекта не раз отмечалось в различных правовых анализах, подготовленных юристами, международными экспертами, некоммерческими организациями, включая предварительное заключение Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ). Согласно им, принятие этих законопроектов приведет к фактическому уничтожению независимых медиа, гражданского общества, свободы слова, закрытию значительного числа некоммерческих организаций, тотальному контролю государства за деятельностью медиа, неправительственного сектора, превращению Кыргызстана из демократического в авторитарное государство.
Международное сообщество и организации также выступили с призывом отклонить вышеуказанные законопроекты. Так, сразу 8 организаций (Международное партнерство за права человека (IPHR); Норвежский Хельсинкский комитет; Хельсинкский фонд по правам человека; Front Line Defenders; Freedom Now; Human Rights Watch; Международная федерация за права человека (FIDH) в рамках Обсерватории по защите правозащитников; Всемирная организация против пыток (OMCT) в рамках Обсерватории по защите правозащитников) признали поправки к законопроекту “О НКО” опасными и непродуманными, которые “представляют собой прямую и серьезную угрозу для активного гражданского общества Кыргызстана”.
Важно отметить, что уже несколько членов Жогорку Кенеша, которые были среди инициаторов законопроекта, отказались от его поддержки.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также широкий общественный резонанс вышеуказанных законопроектов, участники круглого стола «Свобода слова и права человека в Кыргызстане: угрозы законодательных инициатив» призывают:
- Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова – поручить администрации Президента отказаться от дальнейшего продвижения проекта законопроекта “О средствах массовой информации” и дальнейшего внесения в Жогорку Кенеш республики в связи с серьезными противоречиями стандартам прав человека, установленным Конституцией Кыргызстана и международными договорами в области прав человека. Рассмотреть ответственность лиц, которые саботировали деятельность Рабочей группы по выработке законопроекта “О средствах массовой информации”.
- Депутата Надиру Нарматову и других народных избранников-инициаторов – отозвать законопроект о поправках в Закон “О некоммерческих организациях” и Уголовный кодекс Кыргызской Республики по причине несоответствия Конституции и международным договорам по правам человека, участницей которых является Кыргызская Республика, а также ввиду отсутствия целесообразности и необходимости его принятия.
- Депутатов Жогорку Кенеша – в случае внесения законопроекта в парламент, организовать парламентские слушания и голосовать против принятия законопроекта о поправках в Закон “О некоммерческих организациях” и Уголовный кодекс Кыргызской Республики, а также против законопроекта «О средствах массовой информации.
- Властям и субъектам законодательной инициативы Кыргызстана – обеспечить, чтобы любые законодательные инициативы, затрагивающие медийные, правозащитные и другие некоммерческие организации, полностью соответствовали международным стандартам и разрабатывались в тесном сотрудничестве с представителями гражданского общества и международными экспертами.
- Международным партнерам Кыргызстана – выступить против этих репрессивных законодательных инициатив, пояснив, что их принятие противоречит международным обязательствам Кыргызстана в области прав человека и окажет негативное воздействие на программы взаимного сотрудничества и помощи, а также скажется на авторитете КР как правового демократического государства.