Китай выступает против перемещения подводных лодок ВМС США с крылатыми ракетами Tomahawk в район Персидского залива с целью противодействия Ирану. Соответствующее заявление сделал в понедельник министр иностранных дел КНР Цинь Ган.
«Ближний Восток принадлежит народам Ближневосточного региона, это не чей-то задний двор», — заявил он саудовской газете Asharq Al-Awsat, излагая точку зрения Китая на планы Вашингтона направить в Персидский залив подлодки с 154 ракетными установками «Томагавк» для противодействия иранской ядерной угрозе.
«Мы настаиваем, чтобы США играли позитивную роль, содействуя миру и стабильности, а не наоборот», — заявил глава МИД КНР.
Что это значит? Кажется, Китай всё больше и явнее становится на сторону государств с агрессивными устремлениями. То за Россию вступается, то за Иран. К чему это всё ведет? Ведь это практически некое поощрение своих более слабых, но злобноватых сателлитов, которые никак не могут понять, что такое поведение по отношению к своим соседям как-то не соответствует XXI веку. Зачем это всё Китаю?
На эти вопросы Пресс-клуба “Dress club” согласился ответить кыргызский политолог, эксперт по международным отношениям Эдил Осмонбетов.
Он полагает, что это свидетельство очередного обострения американо-иранских отношений, потому что они сейчас очень напряжены.
«По данным американского командования, уже через несколько месяцев Иран будет готов к созданию собственного ядерного оружия. И здесь не надо забывать, что давно уже Иран пытается вытеснить США из Персидского залива, особенно из Ормуздского пролива, через который проходит 20% мировой торговли нефти. Этого же хочет и Китай.
Но есть заявление президента США о том, что Америка никогда не уйдет оттуда, это зона ответственности 5-го флота США и переброска такого количества «Томагавков» говорит о том, что Пентагон уже поставил на боевое дежурство атомные подводные лодки. Вообще, в мировой практике о местонахождении и дислокации таких подлодок сообщать не принято ни одной страной. И когда американцы заявляют о подобном, означает демонстрацию Ирану их военных возможностей, и потенциальные последствия для Тегерана.
Что касается Китая, он чувствует, что идет переустройство мира, формирование нового порядка. И конечно Пекин, который стремится к глобальному лидерству, хочет присутствовать не только в Африке (как сейчас), но и в Персидском заливе, в Западной Азии. Но и перед Китаем стоит серьезный вызов, который был создан в 2021 году – AUKUS, это военно-политический альянс Великобритании, США и Австралии. Он создал большие проблемы для Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Индийском океане.
И сейчас у Пекина появились новые геостратегические возможности, чтобы усилить свое влияние не только на Дальнем Востоке, но и в Западной Азии. Мы помним прекрасно, как Китай сообщил о восстановлении дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией – и приписал это себе как победу, хотя этот процесс длился уже давно. Я думаю, это как раз пример того, что сейчас идет большое геополитическое противостояние. Для США Китай является наиболее серьезным геополитическим противником в будущем, и есть четкое заявление президента США о том, что Вашингтон никогда не допустит глобального лидерства Китая», – заключил Э.Осмонбетов.