Администрация президента предлагает исключить ряд полномочий и функций органов прокуратуры. Законопроект о внесении изменений в конституционный закон КР «О прокуратуре КР» вынесен на общественное обсуждение.
Как говорится в справке-обосновании, данное предложение выработано в целях предотвращения коррупционных проявлений и конфликта интересов при проведении как досудебного, так судебного производства по уголовным делам органами прокуратуры, обеспечения принципа сдержек и противовесов в системе правоохранительных органов, в том числе в связи с исключением полномочий органов прокуратуры по проведению следствия.
Так, предлагается исключить функции органов прокуратуры по проведению следствия и передать их следователям органов внутренних дел и национальной безопасности, за исключением следствия по уголовным делам, совершенным военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными, следствие по которым производится следователями военной прокуратуры.
“Кроме того, в полномочиях прокурора, закрепленных в статьях 34, 36 и 38 указанного конституционного закона «О прокуратуре КР», незаконно и излишне указаны полномочия по осмотру помещений субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следствия и правовой статистики, и находящихся в них объектов, в любое время суток. Данные полномочия прокурора выходят за пределы прокурорского надзора, тогда как в нормах указанного конституционного закона в достаточной мере представлены полномочия для полноценного и эффективного осуществления надзорных полномочий.
Например, прокурор может в любое время суток посещать органы следствия, знакомиться с материалами дела, находящихся в их производстве; освобождать своим постановлением незаконно задержанных лиц; получать для проверки от органов следствия и дознания уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе оперативно-розыскных мероприятий; проверять соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и т.д.
Если же осматривать помещения и находящиеся в них объекты, то соответственно данное действие должно быть оформлено процессуально, поскольку имеется грубое нарушение положений части 2 статьи 30 Конституции КР, которая гласит, что производство обыска, выемки, осмотра и осуществления иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, допускается лишь на основании судебного решения.
Поэтому такие действия прокуратуры должны быть осуществлены только в рамках рассмотрения заявлений (жалоб), и расследования уголовных дел. В целях приведения в соответствие указанного конституционного закона с положениями Конституции КР, в статьях 34, 36 и 38 конституционного закона КР «О прокуратуре КР» предлагается исключить излишние полномочия прокурора по осмотру помещения (и находящихся в них объектов) следователя, сотрудников органа дознания и уголовно-правовой статистики”, – говорится в справке-обосновании.