Общественное объединение “Правозащитное движение “Бир Дуйно – Кыргызстан” обратилось с открытым заявлением к генеральному прокурору Курманкулу Зулушеву с просьбой принять меры в отношении должностных лиц, которые на разных уровнях и с нарушениями Основного закона страны системно инициируют антиконституционные нормативные правовые акты.
Приводим текст заявления полностью:
“1. Как вы информированы, правозащитники и эксперты по правам человека отмечали, что ряд положений предлагаемого проекта изменений Закона “О некоммерческих организациях” противоречит международным стандартам в области прав человека, в том числе принципам Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).
В пункте 1 статьи 22 МПГПП указано, “что каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов”. А в силу пункта 2 данной нормы “пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц”.
КР присоединилась к МПГПП 7 октября 1994 года. В экстренном промежуточном заключении Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) сделан вывод о том, что “учитывая серьезные недостатки законопроекта, для приведения их в соответствие с принципами прав человека потребуются всеобъемлющие, существенные и фундаментальные изменения, равносильные полной переработке редакции”. Поэтому БДИПЧ призывает инициаторов предлагаемых поправок полностью отказаться от них и не продолжать процесс их принятия.
В обоснование новых обременительных инициатив по прозрачности и подотчетности НКО инициаторы ссылаются на часть 4 статьи 8 Конституции КР, в которой говорится, что “политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности. Вносимые ограничения к праву на свободу ассоциаций, посредством введения дополнительных отчетов и усложняя регистрацию НКО с иностранным участием, не преследуют обеспечения прозрачности и подотчетности НКО. Любая НКО является открытой, в деятельности которой могут принять участие все заинтересованные лица, а информация о них доступна. Более того, вся их фискальная деятельность подотчетна. Эти ограничения могут использоваться для подавления активных представителей гражданского общества, которые, продвигая и защищая права и свободы человека, часто становятся препятствием для некомпетентных и коррумпированных должностных лиц. Соответственно, следует соблюдать другую норму – статью 36 Конституции КР, гласящую о праве каждого на свободу ассоциаций. Данные обременяющие деятельность НКО инициативы противоречат статье 22 МПГПП и являются нарушением прав человека. Однако статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров устанавливает, что “участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора”. Кыргызстан присоединился к Венской конвенции о праве международных договоров Законом КР от 5 июля 1997 года. Соответственно, он не может нарушать свои международные договорные обязательства, ссылаясь на нормы Конституции КР.
Указанные выше положения проекта изменений Закона “О некоммерческих организациях” противоречат принципам, закрепленным в преамбуле Конституции КР, о справедливости и равноправии, статье 24 (части 2), о равенстве всех перед законом.
До 2025 года Кыргызстан – член Совета по правам человека, принявший на себя добровольные обязательства и обещания в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН №60/251. В частности, КР отметила, что будет “прилагать все усилия по защите и поощрению прав человека и основных свобод, обеспечению верховенства права и демократии как на национальном, так и международном уровнях, [а также] продолжать укреплять возможности гражданского общества и работать в партнерстве с организациями гражданского общества при разработке национальной политики”.
В силу статьи 23 Конституции права и свободы человека относятся к высшим ценностям КР. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Но предлагаемые ограничения права на свободу объединения противоречат смыслу и содержанию деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Активная гражданская позиция граждан связана с такими правами, как свобода мнений и убеждений, что находится в строгом соответствии с положениями статьи 32 (часть 1, 2) Конституции КР: “каждый имеет право на свободу мысли и мнения”, “каждый имеет право на свободу выражения своего мнения”.
2. ОО “Правозащитное движение “Бир Дуйно – Кыргызстан” отмечает также и угрозу свободе слова проекта нового Закона “О СМИ”, инициированного администрацией президента, он ставит под угрозу существование независимых медиа и свободы слова. По заключениям экспертного анализа юристов, целью законопроекта является ликвидация неугодных для властей сайтов. Журналисты и юристы выяснили, что законопроект практически полностью скопирован с российского закона о СМИ, а в некоторых нормах он даже более репрессивный. Принятие законопроекта может привести к ликвидации многих СМИ, а журналисты не смогут публиковать многие расследования. Под действие законопроекта могут попасть все веб-сайты.
3. Со стороны Министерства культуры, информации и туризма КР предлагаются изменения в положение “О порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности”, утвержденное постановлением правительства КР от 14 октября 2016 года №551. Само положение и инициируемые изменения обязуют каждого творческого человека предоставлять в государственное учреждение “Государственный киноцентр “Кыргызтасмасы” предполагаемые к прокату и показу аудиовизуальные произведения на фестивалях, семинарах и других мероприятиях для получения государственного удостоверения на прокат и показ. Тем самым по факту устанавливается цензура творческой деятельности. Что противоречит части 2 статьи 10 Конституции КР, где установлено, что цензура в Кыргызстане не допускается. А часть 1 статьи 63 Основного закона запрещает принимать законы, ограничивающие свободу слова, печати и средств массовой информации.
Кыргызстан стал полноправным членом Совета по правам человека ООН и заявил миру о своей приверженности к общечеловеческим, универсальным правам и свободам человека, Декларации ООН по правам человека, 75-летие принятия которой мир будет отмечать в декабре 2023 года.
Как подчеркнул по итогам миссии в КР в 2022 году специальный докладчик ООН по вопросу о крайней нищете и правах человека Оливье Де Шуттер, “важно объединить усилия для решения его рекомендаций, начиная с сообществ до национальных уровней”, чтобы избежать крайней нищеты в Кыргызстане.
Мы считаем, что все эти неоднократные неконституционные инициативы и намерения должны быть предметом надзора со стороны Генеральной прокуратуры КР в соответствии с Конституцией КР, международными обязательствами КР, ведь в соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Конституционного закона “О прокуратуре Кыргызской Республики” одним из основных принципов деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, прокуратура обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 2, пунктами 1, 2 части 1, пунктами 1, 2, 5 части 2 статьи 4, частью 1 статьи 7, пунктами 1, 3 части 1 статьи 31, пунктом 7 части 2 статьи 32 Конституционного закона “О прокуратуре Кыргызской Республики”, частью 1 статьи 10, частью 2 статьи 48, частью 3 статьи 55, пунктом 1 части 3 статьи 452, частью 2 статьи 454, пунктом 3 части 1 статьи 506, частью 1 статьи 521 Кодекса КР о правонарушениях, просим:
- возбудить производство по делу о правонарушении, предусмотренном статьей 435 Кодекса КР о правонарушениях от 28 октября 2021 года №128, в отношении виновных должностных лиц, которые допустили игнорирование и нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией КР;
- внести в Единый реестр правонарушений соответствующие сведения о совершенном правонарушении;
- направить постановление прокурора о возбуждении дела о правонарушении (вместе с протоколом о правонарушении) в суд для рассмотрения.
Ждем ваших конкретных действий по восстановлению конституционных прав и свобод граждан и принятия меры по борьбе с безнаказанностью чиновников в КР.
С уважением, директор ОО “Правозащитное движение “Бир Дуйно – Кыргызстан” Т. Исмаилова”.