Юрист Таттуубубу Эргешбаева прокомментировала факт встречи Садыра Жапаров с экс-президентами в Дубае с юридической точки зрения. Своим мнением она поделилась на своей странице в Facebook.
“Может ли привести к импичменту встреча президента С.Жапарова с экс-президентом К.Бакиевым, который заочно приговорен к 30 годам лишения свободы?
Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (п.3 ст.66 Конституции). Государственная власть в КР основывается на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия (ст.4 Конституции КР). Он является главой государства, главой вооруженных сил, главой исполнительной власти, но не судебной.
Значит, Президент не может иметь волю выше решений судебной власти. Уголовное дело К.Бакиева рассматривалось более 6 лет в судебных органов, конечное заочное решение было вынесено Верховным судом в 2017 года. Он приговорен к 30 годам лишения свободы, обвиняется в превышении должностных полномочий и расстреле демонстрантов во время революции 7 апреля 2010 года.
Может ли парламент пригласить президента и его администрацию для пояснения мотивов встречи с экс-президентом Бакиевым и др.?
Да, у парламента есть такое право. Жогорку Кенеш заслушивает ежегодные послания, информацию Президента (пп.1 п.5 ст.80 Конституции). Только действующая конституция не может президента обязывать давать отчет за свои действия, его могут позвать на заседание парламента в порядке предоставления информации.
Другой вопрос, это выдвинуть обвинение о превышении президентом своих должностных полномочий, тому служит «сомнительные действия президента по встрече с экс-президентом К.Бакиевым и др. на нейтральной территории». Для президента и власти Кыргызстана не может быть нейтральной территории, если судом вынесено решение о его виновности и экс-президент избегает ответственности, значит он является разыскиваемым преступником.
Президент, как гарант Конституции и поддержание национальной безопасности Кыргызстана, не может встречаться с разыскиваемым преступником. Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности (п.6 ст.80 Конституции). Данный прецедент может служить основанием для формирования рабочей группы депутатов Жогорку Кенеша с целью изучения на предмет наличия противоправных действий президента, но у действующего состава Жогорку Кенеша нет ни воли, ни желания совершать подобное действий.
Почему Бакиев не был задержан в Дубае, как лицо, находящееся в базе Интерпола? Почему власти Кыргызстана не обратились с прошением об экстрадиции?
Ранее, К.Бакиев получал политическое беженство (а может и гражданство) Республики Беларусь, по сегодняшний день находится под защитой руководства этой страны. При этом, если наша власть подала бы заявление о включении его в реестр Интерпола, то он при выезде в любую другую страну из Белоруссии, он был бы экстрадирован в Кыргызстан. Вероятно, наша власть не совершило подобное действие… Данные сведения должны быть предоставлены со стороны Генеральной прокуратуры.
Мое мнение: я считаю, что сама по себе встреча с экс-президентами на той или иной территории носит популистский характер и не противоречит законодательству. Единственным и значительным нарушением является встреча с экс-президентом К.Бакиевым, который является преступников против государственных интересов Кыргызстана (иначе, в отношении него есть судебный приговор)”, – написала юрист.