
Сегодня, 14 февраля, Алмазбека Атамбаева отпустили из-под стражи. Экс-президент планирует улететь на лечение в Испанию.
Был ли политический торг между бывшим главой государства и нынешней властью? Вернется ли он обратно? Редакция Bulak.kg узнала мнение экспертов.
Тамерлан Ибраимов, председатель правления ЦППИ:

– В истории Кыргызстана нередко мы наблюдали политический торг между властью и заключенными, имеющими политический вес. В данном случае нельзя также исключать, что такой торг имел место. Сам Атамбаев уже заявил, что после лечения вернется в страну. Очевидно, что, учитывая характер Атамбаева, так и будет.
Никакой угрозы для властей Атамбаев сейчас не представляет. Если говорить о том, что он гипотетически может вернуться в политику, то это не угроза, а нормальный процесс, на который каждый имеет право. В любом случае, он, конечно, рано или поздно будет делать какие-то заявления и шаги, которые могут влиять на политическое поле.
Медет Тюлегенов, политолог:

– Утверждать однозначно, что были торги или нет, не могу. Понятно, что его дело было связано не с нынешней, а еще с предыдущей властью. Нынешним особо яркие политические оппоненты не нужны, в то время, когда по Кемпир-Абадскому делу сидят 20 с лишним человек.
Есть ожидание, что он не вернется в активное политическое поле. Но, учитывая его личные качества, нельзя исключать, что он может вернуться. Не вернется он в том случае, если поймет, что его могут посадить.
Изначально он не пытался сбежать, зная что есть определенные риски, что его засудят и посадят. Как политик он все равно хочет оставаться в общественно-политическом пространстве. Его освобождение и приезд может быть началом цепочки событий, где он будет продолжать заявлять о себе как о значимой политической фигуре.
Аида Алымбаева, политолог:

– Без ведома президента или Ташиева это не могло случиться. Наши суды не могли принять подобные решения независимо от властей. Поэтому допускаю, что было какое-то согласие со стороны властей. С другой стороны, сейчас очень много политзаключенных и социально-экономическое положение очень тяжелое. Недовольство среди населения растет. Поэтому, чтобы погасить народный гнев, было принято такое решение.
Но с условием, что Атамбаев не останется здесь в качестве политического игрока и уедет из страны на лечение. Это было сделано не ради судьбы Атамбаева, а ради интереса властей, чтобы снизить возрастающий гнев граждан.
Атамбаев, если и вернется в политику, то не скоро. Поскольку выборы не скоро. Если бы намечались какие-то выборы через месяц, два, то власти бы побоялись. Сейчас нет политических событий, где нужна мобилизация людей. Сейчас кроме гнева людей ничего не грозит власти.
Эмиль Джураев, политолог:

– Изначально все эти уголовные дела и то, как они решались, процедурные моменты этих уголовных дел, по которым Атамбаев был осужден, — это все было процессом торга и политического балансирования, где сильная сторона судила сторону, которая не у власти. Но хотелось бы, чтобы этот суд был в рамках уголовного права. Было очень много нарушений по всем фронтам.
Есть ли торг, какие-то расчеты, ожидания того, чем он будет заниматься, где будет находиться, как по нему будут решаться дела — это все поддержано политическим расчетом.
Раз уж нашли какие-то лазейки, легитимный, законный характер, чтобы дать возможность экс-президенту выехать за рубеж, то таким же образом власть могла бы решить дела арестантов по Кемпир-Абадскому делу. Говорят, что закон не позволяет, решают суды и т.д. На деле же видим, что суды могут в любой момент найти решение и освободить людей
Я полагаю, что в какой-то момент он может вернуться, и скорее всего вернется. Я не считаю, что он представляет для власти угрозу. Я не вижу, что фактор Атамбаева в последнее время создавал политический климат в стране. Не думаю, что от него исходила опасность для власти. Наверное были иные соображения, причины такому решению. Власть могла получить иные дивиденды у него или у его близких.
Шерадил Бактыгулов, политолог:

– В Кыргызстане любят конспирологические теории. Однако политический торг между Атамбаевым и властью не прослеживается. В данном случае адвокаты Атамбаева грамотно изыскали изъяны в следствии и нашли новые доказательства. Чтобы дать полную оценку, надо посмотреть дело.
Атамбаев — узнаваемый общественный, политический деятель. Поэтому не надо думать, что он уедет безвозвратно. О том, что экс-президент выйдет, шли разговоры с начала 2022 года. Это было связано с необходимостью поправить здоровье. Есть пожелание, чтобы и к другим заключенным относились также внимательно как к политикам.
Власть — сама по себе институциональный орган. Для него никто не является угрозой. Власть стабильна. Если отдельные люди его (А. Атамбаева) боятся, то вопрос конкретно к ним. Если и были какие-то договоренности, это говорит о том, что люди, находящиеся во власти, чувствуют себя уверенно.
Напомним, сегодня Верховный суд КР отправил на пересмотр уголовное дело в отношении экс-президента Алмазбека Атамбаева по факту незаконного освобождения вора в законе Азиза Батукаева.
Позже, Первомайский райсуд столицы разрешил экс-президенту выехать за пределы Кыргызстана на лечение.