Рано утром 6 февраля на юго-востоке Турции и в северной части Сирии произошло мощное землетрясение силой 7,4 балла, за которым последовало больше 10 афтершоков. Подземные толчки в течение получаса ощущались в разных регионах, включая Анкару, которая расположена в 600 км от эпицентра. В тот же день в центральной части Турции днем произошло еще одно, более сильное землетрясение магнитудой 7,8 баллов.
В результате тысячи домой, в том числе многоэтажных разрушены полностью, десятки тысяч людей до сих пор остаются под завалами.
На утро 11 февраля число жертв землетрясений в Турции и Сирии превысило 23 тысячи. ООН предупреждает, что весь масштаб катастрофы еще до конца не ясен.
Тем временем, города Бишкек и Ош активно застраиваются. В социальных сетях люди задаются вопросом, насколько безопасно жилье в сейсмоопасных зонах Кыргызстана, и не произойдет ли подобная трагедия в нашей стране?
На днях в парламенте депутаты предложили провести проверку всех новостроек на сейсмостойкость. По словам Дастана Бекешева, почти все новые “элитки” могут рассыпаться в случае землетрясения.
В свою очередь в Госстрое решили успокоить кыргызстанцев и заявили, что наши здания выдержат землетрясение силой 9 баллов.
Редакция Bulak.kg решила узнать мнение экспертов, стоит ли нам опасаться сильных землетрясений, и насколько безопасны наши новостройки.
По словам архитектора Мурат Отунчиев, здания выше магистрали Бишкека не подпадают под сейсмоопасную зону.
“Иссык-Атинский разлом имеет основную линию и зоны влияния. Она делится на первую, вторую, третью, четвертую и пятую подзоны. Ширина первой подзоны составляет 300 метров, начиная от Кемина до Кара-Балты. В этой зоне запрещены любые виды строительства. Но там уже стоят дома и целые села, такие как Орок, Чон-Арык, Орто-Сай и Кок-Жар. Я лично был свидетелем того, что сейчас архитектура запретила построить в этой зоне двухэтажное здание”, – сказал Отунчиев.
Архитектор не скрывает, что есть риски с уже построенными зданиями на первой линии разлома. По его словам, сказать точно, что может с ними произойти, сложно, и “остается надеется только на бога”.
Во второй подзоне расположены элитные городки “Ордо”, “Ала-Арча”, “Браво” и другие. Ширина данного участка составляет 200 метров. В этой зоне разрешается строительство одноэтажных зданий. Но если потребуется строить второй этаж, то нужно брать разрешение у сейсмологического института и соблюсти особые условия.
Участок третей подзоны также составляет 200 метров. Тут также есть частные дома.
А высотные дома вдоль магистрали попадают в четвертую подзону, которая длится 1 километр. А потому не находятся в зоне риска.
Отунчиев уверяет, что опасения людей касательно новых зданий напрасны, поскольку требования к стандартам строительства с каждым годом только растут.
“Есть такие понятия как строительные нормы и правила. Мы ссылаемся на них. Со временем нормы строительства меняются. В 1966 году в Ташкенте произошло крупное землетрясение. После этого были приняты новые нормы строительства.
Сейчас опасность представляют хрущевки и сталинки. Тем более те, которые подверглись незаконной перепланировке. Они могут не выдержать сильного землетрясения. Из советских зданий наиболее устойчивыми к землетрясениям являются крупнопанельные дома. Они имеют несущие стены, которые служат в качестве диафрагмы. Они устойчивы”, – говорит архитектор.
По его словам, после того, как Кыргызстан обрел независимость, у нас также произошло несколько сильных землетрясений. И поэтому строительные нормы постоянно меняются в сторону ужесточения для строительных компаний.
“К примеру, сейчас нормы гораздо жестче чем было в 90-х годах или даже в 2010 году. С 2018 года действуют современные нормы. Поэтому неправильно мнение о том, что новые дома построены хуже чем старые. И неправильно думать, что строительные компании обманывают людей и строят некачественное жилье, которое не выдержит землетрясений”, – добавил Мурат Отунчиев.
Но есть и те, кто не согласен с таким мнением. Инженер-конструктор на условии анонимности рассказал нам, что строительство, которое ведется выше магистрали, вызывает опасения. А заявления властей о том, что это не входит в опасную зону, он посчитал всего лишь предположением.
“На сегодняшний день Институт сейсмологии НАН КР также возмущен началом застройки этой зоны. А мы, как строители, можем только одно сказать: нельзя там строить, это опасно, и неизвестно чем это закончится. Никто не знает, что происходит там, в глубине. Это зону можно осваивать, но малоэтажными, одноэтажным зданиями. Но никак не жилыми высотками”, – сказал специалист.
Власти же заверяют что все постройки ведутся согласно нормам.
Иманакун уулу Талантбек, директор Департамента государственного архитектурно-строительного контроля при Госстрое КР:
– У нас есть Государственный сейсмологический институт. Он работает совместно с соседними странами, специалисты занимаются изучением сейсмологического рельефа. У нас есть карты, которые показывают, где какая степень сейсмологической опасности. Где-то она составляет пять баллов, где-то шесть, где-то семь. Например, если в центре Бишкека она составляет семь баллов, то ниже улицы Жибек-Жолу, в северной части города – девять баллов. Прежде чем начать строительство, берется анализ почвы этой местности. Если планируется возвести здание выше 12 этажей, то для этого есть специальные расчеты. На основе этих расчетов и ведется строительство.
Редакция Bulak.kg поинтересовалась у чиновника о том, кто возьмет на себя ответственность, если вдруг здание рухнет.
“Не должно быть такого понятия как “вдруг”. Каждый специалист выносит свои расчеты, и мы должны работать исходя из этого решения. Врач тоже говорит, что гарантию даст бог, а он сделает все, что в его силах. Я тоже не могу дать гарантии, что ни одно из зданий не рухнет”, – сказал Иманакун уулу Талантбек.
Насколько качественно построены новые сооружения в стране, покажет время. А пока людям остается только надеяться на добросовестность строительных компаний.