Байсалов: Никакого кризиса нет, у нас беспрецедентно высокое повышение зарплат и пенсий

Зампред кабмина Эдиль Байсалов на своей странице в Facebook написал пост, где заявил, что никакого кризиса бюджетного дефицита в стране нет и объяснил почему.

Редакция Bulak.kg публикует текст поста чиновника полностью.

“В последнее время не очень компетентные критики выдвигают в качестве главной претензии к властям – намечающийся по итогам года дефицит бюджета в 30 млрд сом.

Журналисты на весь мир так и пишут “рекордно высокий дефицит”. При этом забывая указать, что при президенте Садыре Жапарове бюджет, вообще то, увеличился за три года в два раза(!!!). Народ уже почувствовал на себе беспрецедентно высокое повышение и зарплат, и пенсий, и пособий. Все видят динамичное развитие страны по всем направлениям. Но наши доморощенные скептики, которым не чем другим бить все очевидные достижения государства, прямо уцепились за этот дефицит бюджета и им нас попрекают, тычут в лицо. Несколько раз премьер-министр Акылбек Жапаров и министр финансов уже давали разъяснения с трибуны Жогорку Кенеша, но никак не доходит до некоторых.

Поэтому ниже я изложу, как можно понятнее, почему никому (ни нашим сторонникам, ни оппонентам) не стоит беспокоиться об этой достаточно искусственной цифре “дефицита”.

И так, доходы республиканского бюджета на 2022 год были утверждены в объеме 282,1 млрд сомов. Расходы соответственно в 291,2 млрд сомов. Дефицит, согласно утвержденного проекта бюджета, должен был составить 9,1 млрд сомов.

По итогам года мы обнаружили, к сожалению, выпадение доходов на 8,4 млрд сомов – это связано, прежде всего, со снижением таможенных поступлений в связи со всеми известными торговыми санкциями и уменьшением общей казны таможенных пошлин ЕАЭС. Окончательная сумма доходов бюджета прогнозируется в объеме 273,7 млрд сомов.

При этом, ни для кого не секрет, что незапланированные расходы бюджета в связи с сентябрьской агрессией составили сумму около 15 млрд сом. Соответствующие расходные статьи республиканского бюджета увеличились на 12,8 млрд сомов, и по итогам составят примерно 304 млрд.

Отсюда и дефицит бюджета 304-273,7=30,3 млрд сомов.

Теперь вот самый главный вопрос. Где он этот самый “дефицит” и почему он, ну никак, не является негативным показателем или симптомом кризиса, как об этом утверждают некоторые критиканы “эксперты”.

Знаете ли вы, что в связи со сложными бухгалтерскими правилами бюджетного кодекса в сумму 30,3 млрд дефицита включается сумма в 6,7 млрд сомов госдоходов по спецсчетам ведомств за прошлый год? Эта сумма “дефицита” является чистым остатком за 2021г, но не была включена в бюджет на 2022 год. Знают ли наши критики, что еще 12,9 млрд сомов “дефицита” составляют государственные инвестиции, т.е представляют собой сумму полученную от разных внешних источников? Опять таки, согласно бюджетным правилам, их нельзя причислять к доходам, поэтому относятся к “дефициту”. Однако, эти деньги есть и полностью обеспечены. Никакого выпадения в реальной жизни нет!

Единственный, по настоящему, дефицит составляет разницу по бюджетным средствам (расходы-минус доходы) в сумме 10,7 млрд сомов, которые покрываются за счет выпуска государственных облигаций. Как вы видите, эта сумма дефицита только на 1,6 млрд сома больше изначально запланированного в проекте бюджета 2022 года объема дефицита в 9,1 млрд сомов”, – написал Байсалов.

Никакого кризиса нет! Мы развивающаяся страна. Есть миллион проблем, которые мы хотим решить, но денег пока на это нет. Но при этом полностью и минута в минуту исполняются все бюджетные обязательства. Все зарплаты, пенсии и пособия выплачиваются в срок! В этом году страна выплатила около 26 млрд сом (более 300 млн долларов!) внешнего долга. Ни о каком секвестировании защищенных статей бюджета речи не идет!

Дефициты бюджета – самое обычное дело! Возьмите, например, дефицит госбюджета США на этот год, который составил $1,38 триллиона долларов, при общих расходах в $4,9 триллиона, почти 30% бюджета. Сравните данные наших соседей. Объем дефицита в 3,7 % от ВВП (наш в этом году составит 824 млрд сом) – это более чем нормально!. Мы в этом отношении не лучше и не хуже других. Надо просто понимать, что такое дефицит госбюджета и что он отличается от дефицита семейного бюджета, как небо и земля!

Хочется заверить всех, что мы и дальше продолжим этот уверенный курс развития. По сути, действующему руководству государства приходится буквально вытаскивать страну из глубокой дыры. Мы отказались от синдрома бедности и извечной госполитики “акчажок”. Всего будет больше! Страна будет процветать. Народ будет жить богаче!

Никакого кризиса бюджетного дефицита нет! Есть дефицит доверия, но как и было изначально заявлено, мы это перетерпим и покажем (и уже показываем) реальные результаты не на словах, а на деле.