Казахстанский путь политической трансформации

В соседнем Казахстане полным ходом идут масштабные реформы политического строя, государственного устройства и институтов власти. Политическая трансформация нацелена на формирование честных и справедливых «правил игры», искоренение фаворитизма и монополий во всех сферах жизни.

В ноябре в стране прошли внеочередные президентские выборы. Уверенную победу одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, набрав 81,3% голосов. Именно Токаев и является автором идущих в Казахстане политических реформ.

Внеочередные президентские выборы ознаменовали тот факт, что масштабная политическая реформа в Казахстане закончила свое юридическое оформление, и стартовал этап формирования высших органов власти страны по новым правилам. Вслед за выборами президента государство ждет формирование Конституционного суда, до середины лета 2023 года — выборы в Мажилис, затем – отставка и назначение нового правительства. В материале Bulak.kg о ходе политической трансформации в соседней стране.

Первый этап начался с Конституционной реформы, которая явилась поворотным моментом в политической истории страны и положительно повлияла на дальнейшую траекторию развития казахстанской государственности.

Второй этап масштабной политической трансформации стартовал с ежегодного послания президента Токаева 5 сентября 2022 года к гражданам Казахстана под названием «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». В нем казахстанский лидер обозначил стратегическую цель проводимой им политики по комплексной перезагрузке всех сфер государства и общества и определил конкретные направления реформ: новая экономическая политика, развитие реального сектора, стратегические инвестиции в будущее страны, перезагрузка государственного управления, закон и порядок.

Кроме того, глава государства объявил о внеочередных президентских выборах 20 ноября, а также пошел на беспрецедентный шаг, предложив установить ограничение мандата президента в один срок продолжительностью семь лет без права переизбрания.

Как отмечали казахские политологи, подобная политическая инновация не имела прецедентов в новейшей истории страны и была призвана стабилизировать политическую систему в долгосрочном периоде, а главное — устранить риски монополизации власти и укрепить базовые принципы демократии.

Также проведение досрочных президентских выборов Касым-Жомарт Токаев объяснил необходимостью получения нового мандата доверия народа, который требуется «для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение справедливого Казахстана».

191216093941262e Казахстанский путь политической трансформации

Третий этап политической трансформации начался, как мы уже ранее отметили, с внеочередных президентских выборов в Казахстане. После чего ожидается обновление законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По мнению экспертов, запуск всего избирательного цикла обусловлен необходимостью кардинальной перезагрузки политической системы, что позволит сфокусироваться на решении насущных и стратегических задач по социально-экономическому развитию страны.

А внеочередные выборы президента Казахстана заложили в республике новую политическую традицию и открыли новую политическую эпоху, которая ознаменовала необратимый характер курса на последовательную демократизацию и комплексные общественно-политические преобразования. Новая модель обеспечит регулярную ротацию власти и закрепит дальнейшее демократическое развитие современной казахстанской государственности.

Конституционная реформа

Она стартовала в Казахстане 5 июня 2022 года, когда в стране прошел республиканский референдум по поправкам в Конституцию, которые были инициированы президентом Касым-Жомартом Токаевым. Изменения коснулись почти трети Основного закона – 33 статей. Тогда референдум поддержали более 77% граждан Казахстана.

Референдум привнес в страну фундаментальные изменения в глубокой демократизации политической системы страны, юридически оформил окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом, демократизацию избирательной системы, кардинальное укрепление институтов гражданского общества и местных исполнительных органов власти.

Отметим, что за последние два года аналогичные референдумы, связанные с изменением государственного устройства, политической системы, прошли в России, Беларуси и Кыргызстане. Но если в первых двух случаях поправки были направлены на укрепление авторитарных устоев государств, то у наших стран — Кыргызстана и Казахстана — плебисцит был направлен на всеобщую демократизацию.

1117056.1c576b8c74c7156869940e6a0c44d72c Казахстанский путь политической трансформации
Референдумы в Кыргызстане и Казахстане направлены на всеобщую демократизацию

Кардинальная перезагрузка политической системы Казахстана была обусловлена нарастающей геостратегической напряженностью, турбулентностью мировой экономики, а также непредсказуемостью динамики развития мировых процессов, которая множит риски и вызовы не только для отдельных стран, но и целых регионов.

Содержательную часть конституционной реформы можно разделить на 4 блока.

Первый блок – Совершенствование конституционных основ народовластия

Народ теперь главный

Согласно поправкам в Конституцию, теперь земля, ее недра и другие природные ресурсы будут принадлежать народу. До этого земля находилась в государственной собственности. Согласно поправкам, государство наделяется лишь осуществлением права собственности от имени народа.

Тем самым, в Конституции признается приоритет интересов народа перед государством, и именно народ является единственным источником государственной власти и социальной базой государства. И в таком качестве народ лишь делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Запрет на семейно-клановое правление

В целях укрепления интересов народа Казахстана теперь будет установлен конституционный запрет на формирование и функционирование любых проявлений семейно-кланового режима в государстве.

По инициативе Касым-Жомарта Токаева в новую Конституцию предлагают добавить пункт о том, что близкие родственники президента Казахстана «не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».

Демократизация избирательной системы

Согласно поправкам в Конституцию, выборы депутатов парламента будут проходить по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа; по одномандатным территориальным избирательным округам.

Внедрение смешанной мажоритарно-пропорциональной модели избрания депутатов Мажилиса и областных маслихатов позволит учесть весь спектр взглядов и мнений избирателей. В свою очередь, введение полностью мажоритарной системы выборов депутатов районных и городских маслихатов откроет возможность для граждан более эффективно влиять на жизнь в регионах.

Мажилис, согласно конституционным поправкам, становится основной законодательной палатой, поскольку только ему предоставляется право принимать законы. Сначала Мажилис, потом Сенат. При этом, у граждан появится право отзыва депутата Мажилиса, что будет способствовать развитию ответственности должностных лиц перед народом.

regnum picture 14891361872521085 normal Казахстанский путь политической трансформации
Масштабная политическая реформа в Казахстане закончила свое юридическое оформление и стартовал этап формирования высших органов власти

Второй блок — Совершенствование конституционных механизмов защиты прав человека

Отмена смертной казни

Это новшество будет закреплено в Конституции, в пункте 2 статьи 15. Действующая Конституция и законодательство рассматривали смертную казнь как исключительную меру наказания «за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время». Правда, приговоренному предоставлялось право ходатайствовать о помиловании.

Отмену смертной казни следует рассматривать как требование основ конституционного строя Казахстана, закрепленных в статье 1, где однозначно прописано, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства.

Возрождение Конституционного суда

Конституционный совет преобразовывается в Конституционный суд. При этом, его состав увеличивается от 7 до 11 членов. Председатель назначается как и раньше президентом, но уже с согласия Сената. Увеличивается количество субъектов обращения в Конституционный суд. Новыми субъектами становятся граждане, Генеральный прокурор, Уполномоченный по правам человека.

Примечательно, что поправки закрепляют право гражданина обращаться в Конституционный суд, где по обращениям граждан рассматриваются на соответствие Конституции нормативные акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы.

В условиях, когда Конституционный совет преобразуется в Конституционный суд, увеличивается его состав и укрепляется статус, данное право представляет собой еще одно реально обеспеченное судебным механизмом право граждан.

Принудительный труд

В действующей Конституции сказано, что любой имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда.

Сейчас эту норму предлагают изложить так: «принудительный труд допускается только на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения».

Появление такой нормы, с одной стороны, соответствует зарубежной административной практике, с другой, позволит лицу, совершившему правонарушение, выбирать возможную форму привлечения к ответственности.

Омбудсмена закрепят в Конституции

Повышается статус Уполномоченного по правам человека, который будет теперь закреплен в Конституции. Также закрепляются принцип неприкосновенности Омбудсмена, гарантии его независимости и неподотчетности государственным органам и должностным лицам. При этом, данный орган наделяется правом обращения в Конституционный суд. Тем самым, очевидно повышение статуса Уполномоченного в качестве реального, причем вполне самостоятельного института системы защиты прав человека в Казахстане.

Третий блок — Совершенствование принципов регулирования партийной системы

Для Казахстана, как и для Кыргызстана, как относительно молодых в демократическом развитии стран, очень важна многопартийная система. И здесь существенна роль государства как основного политико-правового института, обладающего реальными организационными, финансовыми и иными возможностями в сфере демократизации общества.

Учитывая такие факторы, на референдум выносятся ряд принципиальных предложений, в совокупности нацеленных на обеспечение политического плюрализма, равных условий формирования и функционирования партийной деятельности.

Запрет на сращивание госорганов с партиями

В своих выступлениях Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил о том, что президент Казахстана не должен состоять в какой-бы то ни было политической партии на период своих полномочий. Глава государства подкрепил свои слова действием покинув правящую партию Amanat (некогда Nur Otan), которую он же и возглавлял.

Новая версия Конституции гласит, что президент республики не должен состоять в политической партии. Такой возможности также лишаются:

  • председатели и судьи Конституционного суда;
  • судьи Верховного суда и иных судов;
  • председатели и члены Центральной избирательной комиссии;
  • председатели и члены Высшей аудиторской палаты;
  • военнослужащие;
  • работники органов национальной безопасности;
  • сотрудники правоохранительных органов.

Приостановление президентом своей партийной деятельности открывает путь к повышению политической конкуренции, созданию равных условий для политической борьбы партий. Также такие запреты нацелены на обеспечение независимости вышеуказанных лиц от партийно-политических позиций и беспристрастности при принятии ими решений.

Untitled design 2022 06 04T175130.675 1920x1080 1 Казахстанский путь политической трансформации
Теперь президент Казахстана может избираться лишь на 1 срок

Четвертый блок — Совершенствование принципов организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Президент лишается ряда полномочий

Если поправки вступят в силу, то президент Казахстана больше не сможет отменять решения акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Сейчас президент Казахстана назначает в сенат 15 депутатов. В новой редакции Конституции предлагается указать, что теперь президент будет назначать лишь 10 депутатов сената, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана. Это в некоторой степени уменьшает степень влияния главы государства на парламент, однако стоит отметить, что он же и возглавляет АНК.

Кроме этого, президент будет согласовывать кандидатуры на должность акимов областей, городов и столицы с депутатами маслихатов этих регионов и городов. Он должен будет предложить не менее двух кандидатур. За кого проголосует большинство, тот и будет избран акимом.

По закону президент назначает председателей Комитета национальной безопасности, Национального банка, генерального прокурора. Теперь он будет также назначать председателей Высшего судебного совета и Конституционного суда. Отныне на это будет требоваться согласие сената.

Помимо этого, как было сказано выше, президент не может состоять в политических партиях, а его близкие родственники не могут занимать должности политических служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.

Эти конституционные новеллы в совокупности свидетельствуют, с одной стороны, о сокращении полномочий президента, с другой – о повышении его ответственности. А также ознаменуют переход от суперпрезидентской к президентской форме правления с сильным парламентом.

Усиление роли парламента

По закону парламент Казахстана по предложению президента может вносить изменения и дополнения в Конституцию.

Теперь предлагается уточнить, что парламент может принимать конституционные законы и даже спорить с президентом.

Если какие-то конституционные законы, принимаемые депутатами, вызовут возражения у президента, парламент в течение месяца должен провести повторное обсуждение закона. Если этот срок не будет соблюден, возражения считаются принятыми. Если депутаты каждой палаты большинством голосов преодолеют возражения главы государства, он подпишет закон. Если нет, закон будет подписан в той редакции, которую предложил президент. Или вовсе не будет принят.

Кроме этого, сейчас сенат имеет полномочия лишать неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Казахстана. В этот список предлагают также добавить уполномоченного по правам человека.

Что касается Мажилиса парламента, то заслуживают внимания следующие новшества:

1) сокращается количество его депутатов со 107 до 98;

2) изменяется порядок его формирования. Депутаты избираются по смешанной избирательной системе. Одна часть избирается по системе пропорционального представительства по партийным спискам, другая часть – по одномандатным территориальным округам;

3) расширяются его законодательные полномочия. Согласно поправкам, законы принимаются Мажилисом. Кроме этого, у него появляется право направить на подпись президенту закон в редакции, принятой им, несмотря на отсутствие одобрения со стороны Сената;

4) расширяются контрольные полномочия. По Конституции председатель Высшей аудиторской палаты обязывается два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса;

5) вводится право отзыва избирателями мандата депутатов, избранных по одномандатным округам.

Таким образом, глобальная политическая трансформация Казахстана стала возможна благодаря огромной политической воле нынешнего руководства страны в лице президента Касым-Жомарта Токаева, не испугавшегося масштабных преобразований. Он поступил как настоящий политик, государственник, который заботится о собственном народе.