Президент Садыр Жапаров 30 ноября 2022 года на встрече с членами Совета аксакалов первого Народного курултая заявил, что в Кыргызстане “есть свобода слова, и страна на правильном демократическом пути развития”.
Между тем, отечественные медиаэксперты, правозащитники и представители международных организаций неоднократно заявляли, что ситуация со свободой слова в Кыргызстане в последний год резко ухудшилась, в стране наблюдается новая, беспрецедентная волна давления на независимые СМИ.
Мы решили сделать краткий анализ состояния свободы слова в стране, реакций международных экспертов, рейтингов мировых организаций.
В настоящее время давление на свободу слова и независимые медиа происходит сразу по трем направлениям:
- Принятие законов, ухудшающих положение СМИ, и блокировка интернет-сайтов
- Уголовное преследование журналистов
- Кибербуллинг в соцсетях, оффлайн-митинги и угрозы в отношении свободных медиа.
Аресты, сфабрикованные дела, незаконное выдворение
Ряд журналистов, блогеров, гражданских активистов, выражающих свое конституционное право на свободу мнения, отстаивающих право на свободу слова и доступ к информации, подверглись в стране уголовному преследованию. В отношении многих возбуждены и сфабрикованы уголовные дела, произведены аресты, суды выносят неправомерные решения.
22 января 2022 года журналиста-расследователя Болота Темирова задержали сотрудники бишкекского ГУВД по подозрению в хранении и распространении наркотиков. Позже добавилось еще 2 уголовных дела по подделке документов и незаконному пересечению границы. Позже суд признал Болота Темирова невиновным по статье “хранение наркотиков”, что послужило юридическим оформлением того, что наркотические средства ему были подброшены.
Однако, вместе с тем, суд признал его виновным в “подделке документов” и на основании аннулированного паспорта выдворил его из Кыргызстана. Хотя, по утверждению адвокатов Болота Темирова, это было грубейшим нарушением законодательства, так как никто не лишал журналиста кыргызского гражданства, которым он обладает по праву рождения на территории КР.
Также за репост и цитирование журналистских материалов зарубежных СМИ был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы (пробация) генеральный директор крупнейшей ТВ компании Таалай Дуйшембиев.
По схожему алгоритму за высказывание собственного мнения были арестованы блогеры и активисты Ырыскелди Жекшеналиев и Адилет Али Мыктыбек (позже отпущены под домашний арест).
Против активистов, блогеров, журналистов, которые имели свое независимое мнение о демаркации границ с Республикой Узбекистан и выступали против передачи крупного водохранилища Кемпир-Абад соседней стране, были проведены жесткие политические репрессии.
Впервые в истории страны одновременно были задержаны и водворены в следственный изолятор сразу 5 женщин – журналисты и активистки Рита Карасартова, Асия Сасыкбаева, Гульнара Джурабаева, Клара Сооронкулова, Перизат Суранова.
Вместе с ними арестованы активисты Атай Бейшенбек, Али Шабдан, Эрлан Бекчороев, Таалай Мадеминов, Чингиз Капаров, Улукбек Маматаев, Нурлан Асанбаев, Перизат Суранова, Айбек Бусурманкулов.
1 ноября был задержан журналист Семетей Талас уулу. 3 ноября суд отпустил его под домашний арест. До этого в социальных сетях он также высказывался по вопросу Кемпир-Абадского водохранилища.
4 ноября задержаны и помещены в ИВС журналисты и оператор MIR24.kg Санрабия Сатыбалдиева и Калыс Аширбаев. Журналистку позже отпустили под домашний арест, так как она оказалась беременной, и была угроза выкидыша.
Блокировка сайтов и законопроекты против СМИ
Параллельно с давлением в правоприменительной практике государственные органы инициировали ряд законов и законопроектов, которые, по мнению ряда медиаэкспертов, значительно ухудшают свободу слова, доступ к информации, положение независимых медиа.
В 2021 году был принят скандально известный закон «О защите от недостоверной (ложной) информации», который, по мнению ряда медиаюристов, является антиконституционным и способствует расправе над неугодными СМИ и установлению в стране цензуры.
В этом году закон “заработал” и с его помощью уже заблокированы на 2 месяца сайты “Res Publica” и «Азаттык» (Радио Свобода). Причем, блокировка «Азаттыка» была проведена даже с нарушением самого закона, так как по нему «недостоверной информацией» признается информация, «порочащая честь, достоинство и деловую репутацию другого лица». «Азаттык» же заблокировали за «элементы языка вражды, нагнетающие обстановку в обществе, и информацию, вызывающую ненависть, дискриминацию и раскол среди граждан», при освещении конфликта на кыргызско-таджикской границе 14-17 сентября 2022 г. Все эти понятия не регулируются законом «О недостоверной (ложной) информации».
С временной блокировкой сайта в конце августа столкнулось и крупнейшее в стране информагентство 24.kg.
Комментируя блокировку сайтов независимых СМИ, юристы «Института Медиа Полиси» заявили, что закон «О защите от недостоверной информации» является «административным ресурсом против СМИ, которые мониторят действия властей и раскрывают информацию, помогающую гражданам понять, как функционирует правительство».
Также Администрация президента КР вынесла на общественное обсуждение новый законопроект «О СМИ», который был на 90% списан с аналогичного российского закона. Законопроект предусматривает принудительную регистрацию всех СМИ (включая цифровые) в органах юстиции, причем, последние могут отказать в регистрации без объяснений причин, а также без возможности обжаловать отказ в судебных инстанциях. Это, по мнению медиаэкспертов, позволит власти ликвидировать разом все неугодные СМИ. Иностранные медиа должны регистрироваться в Министерстве иностранных дел.
Сами нормы нового закона «О СМИ» являются настолько жесткими, что по числу запретов даже обогнали своего российского прародителя. Многие нормы написаны заведомо расплывчато и могут трактоваться в угоду цензуры, ограничения деятельности журналистов.
Национальные юридические медиаорганизации правовая клиника «Адилет» и “Институт Медиа Полиси” в своих заключениях подчеркнули, что законопроект является «драконовским» и ставит под угрозу дальнейшее существование независимых СМИ и журналистов, включая зарубежные медиа.
Также властями инициированы законопроекты «О неправительственных организациях», «Об иностранных представителях» (аналог и плагиат из российского закона об “иноагентах”), которые также списаны с российского законодательства и направлены на полное подавление свободы слова, плюрализма мнений и свободы мирных собраний.
Язык вражды, угрозы и кибербуллинг
Против деятельности независимых СМИ и гражданских активистов неоднократно организовываются различные митинги, на которых звучат откровенные угрозы и жесткий язык вражды.
19 февраля в ошскую редакцию независимого издания “Т-Медиа” позвонил неизвестный и пообещал сжечь их офис, а также расспрашивал имена некоторых сотрудников и директора информагентства. Журналисты обратились в милицию, но угрожавший до сих пор не найден.
13 октября 2022 года в Бишкеке был проведен митинг за закрытие “Азаттыка”, “Клоопа” и “Кактус Медиа”. На нем демонстранты открыто пригрозили сжечь офис “Азаттыка”, “сломать что-нибудь” операторам издания, в отношении журналистов выкрикивали оскорбительные слова (“подонки”, “смутьяны”).
В конце октября 2022 года в соцсетях начали появляться видеоролики, где разные группы людей якобы активно выражают поддержку в адрес действующих властей и осуждают действия активистов, требующих обнародования документов по водохранилищу Кемпир-Абад, а также журналистов, пишущих “неправильные материалы”.
В своих речах некоторые из них открыто призывали расправиться с активистами, даже просили у властей оружие, чтобы их расстрелять. Другие применяли в своих речах такие ярлыки к митингующим, как “шайки”, “басмачи”, “эл бузарлар” (смутьяны), “иритип”, “сасыйт” и т.д.
В отношении всех вышеуказанных угрожавших правоохранительные органы не приняли никаких законных мер.
Медиаэксперты и депутаты парламента неоднократно заявляли, что власти используют так называемые “фейк-фабрики”, когда специально нанятые люди открывают сотни фальшивых аккаунтов и через них очерняют указанных заказчиками людей и организации. В последнее время фейк-фабрики активно атакуют независимых журналистов и свободные медиа. В травле в соцсетях также используется язык вражды и кибербуллинг.
А что говорят рейтинги?
По версии британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit, Кыргызстан потерял 8 позиций в рейтинге демократии. А по версии организации «Репортеры без границ», занял 72-е место в мировом рейтинге свободы прессы. При этом, в организации сообщили, что изменили методологию «к сравнению позиций между 2021 и 2022 годами” и поэтому к их результатам следует “относиться с осторожностью». Тем не менее, по словам медиаэкспертов, по итогам 2022 года Кыргызстан ждет катастрофическое падение в этом рейтинге.
Какова реакция международного сообщества?
В комитете ООН по правам человека выразили озабоченность в связи с сообщениями о давлении, которое правительство Кыргызстана оказывает на правозащитников, политиков, журналистов и других за выражение ими мнения, отличного от позиции властей. В комитете призвали власти Кыргызстан отказаться от практики уголовного преследования за распространение важной информации, представляющей общественный интерес.
Также Комитет ООН по правам человека опубликовал заключение о ситуации с реализацией гражданских и политических прав в Кыргызстане. В нем содержатся основные опасения, а также рекомендации по соблюдению Международного пакта о гражданских и политических правах, Всемирной декларации прав человека. Комитет ООН выразил озабоченность в связи с последними арестами и давлением на журналистов в Кыргызстане.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что в Кыргызстане власти усилили меры по контролю и цензуре СМИ на фоне недавнего подавления свободы слова и гражданского общества. “Власти КР заявляют, что защищают свободу слова, однако при этом пытаются заглушить критику и подавить СМИ с помощью уголовных дел и сфабрикованных обвинений”, – говорится в заявлении организации.
Международный комитет защиты журналистов (CPJ) призвал кыргызские власти прекратить относиться к независимым СМИ как к врагу, а также «немедленно снять блокировку с сайта “Азаттык” и отменить закон “О защите от недостоверной (ложной) информации” (закон о фейках)», на основании которого и приняли решение о блокировке сайта.
Спецпредставитель Евросоюза по правам человека Имон Гилмор, официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс и ряд американских сенаторов выразили обеспокоенность блокировкой сайта «Азаттык» и его банковских счетов, призвав власти Кыргызстана прекратить преследование независимых журналистов и СМИ, соблюдая «свои международные обязательства в области фундаментальных свобод».
Спецдокладчик ООН Мэри Лолор призвала власти Кыргызстана остановить высылку Болота Темирова. Лолор предположила, что решение суда о выдворении журналиста является «местью» за его борьбу с коррупцией.
В заявлении Норвежского Хельсинкского комитета говорится, что «возбуждение уголовных дел против СМИ за законную журналистскую деятельность является неприемлемым посягательством на свободу прессы в Кыргызстане».
Посольства Великобритании, США, Германии, Франции и представительство Европейского Союза выступили с совместным заявлением, в котором отмечается, что “свободные СМИ необходимы для функционирования общества, обеспечения прозрачности и демократического развития. Поэтому правительствам всего мира крайне важно продвигать и создавать безопасные и благоприятные условия для журналистов, чтобы они могли выполнять свою работу свободно, не подвергаясь неправомерному давлению”.
Посольство США в Кыргызстане расценило депортацию журналиста Болота Темирова как «противоречие демократическим принципам». В диппредставительстве отметили, что журналисты не должны опасаться возмездия, выполняя профессиональные обязанности.
Организация “Репортеры без границ” обратилась к президенту Садыру Жапарову с просьбой приостановить выдворение Темирова.
«Суд постановил депортировать в Россию Болота Темирова, номинированного на премию RSF 2022. Мы призываем президента Садыра Жапарова, против которого журналист-расследователь хотел подать жалобу, приостановить его выдворение и вернуть паспорта», – написано в обращении организации.
Международная правозащитная организация Amnesty International в своем докладе также отмечает, что кыргызстанские журналисты сталкиваются с давлением. Правозащитники указывают, что попытки подавить инакомыслие и заставить замолчать, требующих соблюдать права человека, включая мирных демонстрантов, журналистов, адвокатов, в последние месяцы стали трендом.
Свободу слова нельзя запретить
В каком месте ставить запятую? Власти считают, что свобода слова в стране есть и она даже цветет буйным цветом. Однако анализ ситуации, рейтинги международных организаций и официальная реакция международных правозащитных организаций свидетельствует об обратном. Свобода слова и деятельность независимых СМИ подвергаются беспрецедентному давлению сразу по нескольким “фронтам” и переживает свои не лучшие времена.
Медиапредставитель Ахмат Алагушев заявил, что в истории независимого Кыргызстана подобное давление на свободу слова никогда не заканчивалось для властей ничем хорошим. И ни одному президенту не удавалось полностью уничтожить свободу слова в стране. Извлекут ли исторические уроки представители нынешнего политического режима?
Семетей Аманбеков, эксперт Центра политико-правовых исследований