В Общественном фонде «Правовая клиника «Адилет» прокомментировали решение горсуда о выдворении журналиста Болота Темирова за пределы Кыргызстана.
В ОФ отмечают, что указанная мера наказания согласно статье 70 Уголовного кодекса Кыргызской Республики может применяться исключительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в порядке, предусмотренном международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, и после отбытия наказания.
“Конституция КР, закрепившая основные права и свободы человека и гражданина, являющиеся высшей ценностью государства, провозгласила, что права и свободы человека и гражданина признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности всех государственных органов и должностных лиц.
Как следует из Конституции КР, гражданство Кыргызской Республики – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству.
Вопрос принадлежности Б.Темирова к гражданству Кыргызской Республики не был предметом разбирательства в судебных инстанциях, следовательно, его гражданство не оспаривалось. При этом о наличии им статуса гражданина Кыргызской Республики свидетельствует нижеследующее.
Согласно статье 11 Закона КР «О гражданстве Кыргызской Республики» рождение на территории Кыргызской Республики является одним из оснований приобретения гражданства. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Кыргызской Республики, является гражданином Кыргызской Республики.
Неоспоримым фактом является то, что Б.Темиров родился на территории Кыргызстана 25 ноября 1979 года, что подтверждается записью о рождении № 4216 от 28 ноября 1979 года, выданной отделом ЗАГСа города Ош, а также свидетельством о рождении, которое согласно вышеназванному Закону, является одним из документов, удостоверяющих гражданство Кыргызской Республики.
Кроме того, Б.Темиров, проживая и работая на территории Кыргызской Республики, неоднократно менял паспорта, участвовал в выборах, занимал должности на государственной службе, проходил проверку со стороны органов национальной безопасности при оформлении допуска к документам по форме 26, платил налоги, то есть обладал всем комплексом прав и обязанностей, присущим гражданину Кыргызской Республики.
В силу требований законодательства о гражданстве, гражданство Кыргызской Республики прекращается исключительно вследствие: выхода из гражданства; утраты гражданства и по иным основаниям, предусмотренным Законом КР «О гражданстве Кыргызской Республики», и вступившими в установленном законом порядке в силу, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. При этом, приобретение гражданином Кыргызской Республики иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства.
Вопрос гражданства Б.Темирова не рассматривался в суде, так как суд не правомочен принимать решение о прекращении гражданства. В соответствии со статьей 28 вышеназванного Закона принятие решения о выходе из гражданства Кыргызской Республики и утрате гражданства Кыргызской Республики является исключительной прерогативой Президента Кыргызской Республики. Ввиду отсутствия такого решения, оформленного в виде Указа Президента Кыргызской Республики, являясь гражданином Кыргызской Республики по рождению, Б.Темиров подавал заявление не на приобретение гражданства Кыргызской Республики, а на первичное получение паспорта Кыргызской Республики.
Таким образом, принимая решение о выдворении, судебная коллегия по уголовным делам и делам о проступках Бишкекского городского суда грубо нарушила требования статьи 51 Конституции Кыргызской Республики, запрещающей выдворять граждан Кыргызской Республики за пределы республики.
Выдворение, в соответствии со статьей 60 Уголовного кодекса Кыргызской Республики может быть применено судом исключительно в качестве дополнительного вида наказания, то есть сверх основного. При этом статьей 70 обозначенного Кодекса установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства после отбытия наказания выдворяются за пределы Кыргызской Республики в порядке, установленном международными договорами, вступившими в силу в соответствии с законодательством КР. Тем самым вызывает множество вопросов тот факт, что судебная коллегия по уголовным делам и делам о проступках Бишкекского городского суда применила дополнительный вид наказания в виде выдворения:
– к гражданину Кыргызской Республики;
– в отношении преступления, по которому согласно вынесенным приговорам срок исковой давности истек. По истечению сроков исковой давности государство теряет право на привлечение к уголовной ответственности, в этом случае лицо подлежит безусловному освобождению от уголовной ответственности и к нему не может быть применено какое-либо наказание;
– без назначения основного вида наказания.
Более того, исполнение приговора в части выдворения Б.Темирова за пределы суда сразу после оглашения приговора в зале суда, без соблюдения каких-либо правовых механизмов резко ограничило его конституционное право на доступ к правосудию и возможность эффективно обжаловать приговор суда в кассационном порядке в Верховный суд Кыргызской Республики, в то время как Конституция КР каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами, международными договорами и общепризнанными принципами и нормами международного права”, – прокомментировали в «Правовой клинике «Адилет».