В прошлое воскресенье, 20 ноября, в Казахстане прошли внеочередные президентские выборы. Победу на них одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, набрав 81,3% голосов.
По предварительным данным, явка составила 69,44%. Избирательные бюллетени получили 8 миллионов 300 тысяч человек из почти 12 миллионов избирателей, включенных в списки. Интересно, что второе место заняла позиция «Против всех» — 5,8%, ранее в стране такого пункта не было.
Отметим, от Кыргызстана на выборах участвовали 15 международных наблюдателей, которые работали не только в столице, но и в регионах — Алматы, Шымкенте, Туркестанской области.
По словам зампредседателя Центризбиркома КР Абдыжапара Бекматова, выборы прошли в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством Казахстана, а уверенная победа действующего президента Токаева показывает, что народ доверил ему дальнейшее развитие республики.
Председатель ЦИК Кыргызстана Нуржан Шайлдабекова заявила, что система избирательных комиссий Казахстана достойно справилась с возложенной задачей во время выборов.
Наблюдатели от СНГ и ШОС также заявили, что выборы в Казахстане прошли согласно законодательству, каких‑либо нарушений зафиксировано не было. Результаты голосования объективные и отражают реальное положение дел в государстве.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров в своей поздравительной телеграмме указал, что уверенная победа на выборах подтверждает высокий уровень доверия казахского народа Касым-Жомарту Токаеву и служит ярким подтверждением поддержки его курса по дальнейшему построению нового Казахстана. Он также выразил уверенность в том, что союзнические отношения и стратегическое партнерство между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан будут и впредь развиваться в русле взаимопонимания, дружбы и добрососедства.
Внеочередные президентские выборы ознаменовали тот факт, что масштабная политическая реформа в Казахстане закончила свое юридическое оформление и стартовал этап формирования высших органов власти страны по новым правилам. Вслед за выборами президента государство ждет формирование Конституционного суда, до середины лета 2023 года — выборы в Мажилис, затем – отставка и назначение нового правительства.
Конституционная реформа
Масштабная политическая трансформация в Казахстане началась 5 июня 2022 года, когда в стране прошел республиканский референдум по поправкам в Конституцию, которые были инициированы президентом Касым-Жомартом Токаевым. Изменения коснулись почти трети Основного закона – 33 статей. Тогда референдум поддержали более 77% граждан Казахстана.
Референдум привнес в страну фундаментальные изменения в глубокой демократизации политической системы страны, юридически оформил окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской с сильным парламентом, демократизацию избирательной системы, кардинальное укрепление институтов гражданского общества и местных исполнительных органов власти.
Отметим, что за последние два года аналогичные референдумы, связанные с изменением государственного устройства, политической системы, прошли в России, Беларуси и Кыргызстане. Но если в первых двух случаях поправки были направлены на укрепление авторитарных устоев государств, то и у наших стран — Кыргызстана и Казахстана — плебисцит был направлен на всеобщую демократизацию.
Кардинальная перезагрузка политической системы Казахстана была обусловлена нарастающей геостратегической напряженностью, турбулентностью мировой экономики, а также непредсказуемостью динамики развития мировых процессов, которая множит риски и вызовы не только для отдельных стран, но и целых регионов.
Первый блок – совершенствование конституционных основ народовластия
Народ теперь главный
Согласно поправкам в Конституцию, теперь земля, ее недра и другие природные ресурсы будут принадлежать народу. До этого земля находилась в государственной собственности. Государство наделяется лишь осуществлением права собственности от имени народа.
Тем самым в Основном законе признается приоритет интересов народа перед государством, и именно народ является единственным источником государственной власти и социальной базой. И в таком качестве народ лишь делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Запрет на семейно-клановое правление
В целях укрепления интересов народа Казахстана теперь будет установлен конституционный запрет на формирование и функционирование любых проявлений семейно-кланового режима в государстве.
По инициативе Касым-Жомарта Токаева в новую Конституцию был добавлен пункт о том, что близкие родственники главы государства «не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».
Демократизация избирательной системы
Согласно поправкам в Конституцию, выборы депутатов парламента будут проходить по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа; по одномандатным территориальным избирательным округам.
Второй блок — совершенствование конституционных механизмов защиты прав человека
Отмена смертной казни
Возрождение Конституционного суда
Конституционный совет преобразовывается в Конституционный суд. При этом его состав увеличивается с 7 до 11 членов. Председателя назначает, как и раньше, президент, но уже с согласия Сената. Увеличивается число субъектов обращения в Конституционный суд. Новыми субъектами становятся граждане, генеральный прокурор, уполномоченный по правам человека.
Примечательно, что поправки закрепляют право гражданина обращаться в Конституционный суд.
Омбудсмена закрепят в Конституции
Повышается статус уполномоченного по правам человека, который будет теперь закреплен в Конституции. Также закрепляются принцип неприкосновенности омбудсмена, гарантии его независимости и неподотчетности государственным органам и должностным лицам. При этом данный орган наделяется правом обращения в Конституционный суд. Тем самым очевидно повышение статуса уполномоченного в качестве реального, причем вполне самостоятельного института системы защиты прав человека в Казахстане.
Третий блок — совершенствование принципов регулирования партийной системы
Для Казахстана, как и Кыргызстана, как относительно молодых в демократическом развитии стран очень важна многопартийная система. И здесь существенна роль государства как основного политико-правового института, обладающего реальными организационными, финансовыми и иными возможностями в сфере демократизации общества.
Учитывая такие факторы, на референдум выносится ряд принципиальных предложений, в совокупности нацеленных на обеспечение политического плюрализма, равных условий формирования и функционирования партийной деятельности.
Запрет на сращивание госорганов с партиями
В своих выступлениях Касым-Жомарт Токаев неоднократно говорил о том, что президент Казахстана не должен состоять в какой бы то ни было политической партии на период своих полномочий. А 26 апреля глава государства и вовсе покинул правящую партию Amanat (некогда Nur Otan), которую он же и возглавлял.
Новая версия Конституции гласит, что президент не должен состоять в политической партии. Такой возможности также лишаются:
· председатели и судьи Конституционного суда;
· судьи Верховного и иных судов;
· председатели и члены Центральной избирательной комиссии;
· председатели и члены Высшей аудиторской палаты;
· военнослужащие;
· работники органов национальной безопасности;
· сотрудники правоохранительных органов.
Приостановление главой государства своей партийной деятельности открывает путь к повышению политической конкуренции, созданию равных условий для политической борьбы партий. Также такие запреты нацелены на обеспечение независимости вышеуказанных лиц от партийно-политических позиций и беспристрастности при принятии ими решений.
Четвертый блок — совершенствование принципов организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Президент лишился ряда полномочий
Президент Казахстана больше не сможет отменять решения акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
Усиление роли парламента
По закону парламент Казахстана по предложению главы государства может вносить изменения и дополнения в Конституцию, принимать конституционные законы и вступать в дискуссии с президентом.
Если какие-то конституционные законы, принимаемые депутатами, вызовут возражения у главы государства, парламент в течение месяца должен провести их повторное обсуждение. Если этот срок не будет соблюден, возражения считаются принятыми. Если депутаты каждой палаты большинством голосов преодолеют возражения президента, он подпишет закон. Если нет, документ будет подписан в той редакции, которую предложил глава государства, или вовсе не будет принят.
Кроме этого, сейчас Сенат имеет полномочия лишать неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Казахстана. В этот список предлагают также добавить уполномоченного по правам человека.
Что касается Мажилиса парламента, то заслуживают внимания следующие новшества:
1) сокращается число его депутатов со 107 до 98;
2) изменяется порядок его формирования. Депутаты избираются по смешанной избирательной системе: одна часть — по системе пропорционального представительства по партийным спискам, другая – по одномандатным территориальным округам;
3) расширяются его законодательные полномочия. Согласно поправкам, законы принимает Мажилис. Кроме этого, у него появляется право направить на подпись президенту закон в редакции, принятой им, несмотря на отсутствие одобрения со стороны Сената;
4) расширяются контрольные полномочия. По Конституции председатель Высшей аудиторской палаты обязуется два раза в год отчитываться перед депутатами Мажилиса;
5) вводится право отзыва избирателями мандата депутатов, избранных по одномандатным округам.
Второй этап масштабной политической трансформации стартовал с ежегодного послания президента Токаева 5 сентября 2022 года к гражданам Казахстана под названием «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». В нем казахстанский лидер обозначил стратегическую цель проводимой им политики по комплексной перезагрузке всех сфер государства и общества и определил конкретные направления реформ: новая экономическая политика, развитие реального сектора, стратегические инвестиции в будущее страны, перезагрузка государственного управления, закон и порядок.
Также глава государства объявил о внеочередных президентских выборах 20 ноября, а также пошел на беспрецедентный шаг, предложив установить ограничение мандата главы государства в один срок продолжительностью семь лет без права переизбрания.
Как отмечали казахские политологи, подобная политическая инновация не имела прецедентов в новейшей истории страны и была призвана стабилизировать политическую систему в долгосрочном периоде, а главное — устранить риски монополизации власти и укрепить базовые принципы демократии.
Также проведение досрочных президентских выборов Касым-Жомарт Токаев объяснил необходимостью получения нового мандата доверия народа, который требуется «для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение справедливого Казахстана».
Третий этап политической трансформации начался, как мы уже ранее отметили, с внеочередных президентских выборов в Казахстане. После чего ожидается обновление законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. По мнению экспертов, запуск всего избирательного цикла обусловлен необходимостью кардинальной перезагрузки политической системы, что позволит сфокусироваться на решении насущных и стратегических задач по социально-экономическому развитию страны.
А внеочередные выборы президента Казахстана заложили в республике новую политическую традицию и открыли новую политическую эпоху, которая ознаменовала необратимый характер курса на последовательную демократизацию и комплексные общественно-политические преобразования. Новая модель обеспечит регулярную ротацию власти и закрепит дальнейшее демократическое развитие современной казахстанской государственности.
Таким образом, глобальная политическая трансформация Казахстана стала возможна благодаря огромной политической воле нынешнего руководства страны в лице президента Касым-Жомарта Токаева, не испугавшегося масштабных преобразований и поступил как настоящий политик, государственник, который заботится о собственном народе.