Сообщество юристов Кыргызстана на своем официальном сайте опубликовало краткий политико-правовой обзор “о дальнейших действиях власти Кыргызстана по делимитации и демаркации кыргызско-узбекской государственной границы”.
10 октября состоялось заседание комитета Жогорку Кенеша по международным делам, обороне, безопасности и миграции, где были заслушаны итоги работы Правительственной рабочей группы. Депутатам Жогорку Кенеш был представлен проект соглашения по данному вопросу.
Глава рабочей группы Камчыбек Ташиев заявил, что по итогам подписанных протоколов Республика Узбекистан может получить 4 485 га земли, Кыргызская Республика – 19 699 га земли.
Для информации:
Протяжение линии границы Кыргызской Республики и Республики Узбекистан составляет 1472 км. В 2017 году был подписан и ратифицирован договор о делимитации 1170 км кыргызско-узбекской государственной границы. На сегодня остается 302 км спорной территории между странами.
Оно находится на границе с Республикой Узбекистан, а именно на стыке Джалал-Абадской, Ошской областей Кыргызской Республики и Андижанской области Узбекистана. Оно было спроектировано в 1962 году и введено в эксплуатацию в 1970-е. Туда стекаются воды трех рек со стороны Кыргызстана – Тар, Кара-Кульджа и Кара-Дарья. Водохранилище имеет стратегическое значение для Узбекистана, так как вода орошает более 2 млн га земель РУз.
Что нужно знать до принятия решения о ратификации международного договора по установлению кыргызско-узбекской государственной границы?
Предложение 1. Должно быть отменено и признано недействительным решение профильного комитета ЖК от 10 октября 2022 года по Проекту соглашения об установлении кыргызско-узбекской государственной границы.
Предложение 2. Необходимо повторно провести голосование членов профильного комитета Жогорку Кенеша. Для этого необходимо повторно провести заседание Комитета Жогорку Кенеша по рассмотрению Проекта соглашения, заново проголосовать.
Предложение 3. Депутаты Жогорку Кенеша могут инициировать создание рабочей группы при Жогорку Кенеш с целью принятия качественных решений по дальнейшей судьбе ратификации международного договора об установлении кыргызско- узбекской государственной границы. Требуется изучение протоколов, соглашений, результатов работы Правительственной рабочей группы. Депутаты ЖК по закону имеют доступ к информации, содержащий государственный секрет (согласно пп.1 п.1 ст.16 закона КР “О защите государственных секретов”).
Предложение 4. Что еще предстоит сделать власти по вопросу установления кыргызско – узбекской государственной границ? Жогорку Кенеш может отклонить предложенный Проект соглашения, возвратить Правительственной рабочей группе на пересмотр условия по установлению кыргызско-узбекской государственной границ. Важно, отклонить условие по полной передачи территории водохранилища Кемпир-Абад в собственность Республики Узбекистан.