20 ноября 2022 года в Казахстане состоятся внеочередные президентские выборы. Теперь глава государства будет избираться на семилетний срок (раньше было 5 лет) без возможности переизбрания на второй срок. Это событие станет еще одним звеном в цепи реформ, которые активно проводит действующий президент Касым-Жомарт Токаев. По мнению экспертов, новая стратегическая политика, проводимая Токаевым, происходит из-за того, что в современном казахстанском обществе существует острая потребность в широких рамках политики реформ.
Новые веяния стратегической политики
О том, что в стране состоятся досрочные выборы, главы государства Токаев анонсировал еще 1 сентября, во время своего «послания» народу Казахстана.
– Политическая традиция, когда власть держала свои планы в секрете от общества, должна уйти в прошлое. Поэтому сегодня я намерен всенародно представить график будущих избирательных кампаний, – заявил президент Касым-Жомарт Токаев.
Сегодня в стране сложилась крайне непривычная для казахстанцев ситуация. С одной стороны, президентская власть выходит за свои «традиционные» рамки. И вместо того, чтобы диктовать свои условия, при заложенном минимуме времени на подготовку к политической борьбе «открывает карты» и призывает оппонентов готовиться к ней заранее, то есть априори ставит себя в более уязвимую позицию. С другой стороны, такой политический ход выглядит более честным, что народные массы тоже не могут не оценить.
При таком раскладе тезисы о Справедливом Казахстане:
а) выглядят намного более реальными;
б) наглядно демонстрируют, что действующая власть политической борьбы не боится;
в) доказывают уверенность действующей власти в ее правоте и в том, что население ее поддержит.
Для чего Казахстану нужны досрочные выборы?
Ни для кого не секрет, что в электоральный период государственная система наиболее слаба и подвержена влиянию извне, чреватому сменой государственной власти, государственного строя, и пр. (события в Кыргызстане, украинский Майдан и другие «революции из Фейсбука», пришедшиеся, аккурат, на процесс выборов).
С учетом турбулентности и неустойчивости существующей мировой политической обстановки, наилучший вариант в данной ситуации – воспользоваться тем, что политическая, социальная и экономическая атмосфера в РК относительно стабильна.
То есть, сейчас наиболее благоприятный момент, чтобы определиться с будущим, не дав посторонним силам, (которые сейчас заняты решением собственных проблем), диктовать нам условия. Как истинный дипломат и специалист по международному положению, президент Токаев вычислил оптимальный момент для приведения казахстанской политической системы в порядок и в состояние, позволяющее дать отпор мировым вызовам.
– Перед нами стоит особо важная задача – сохранить суверенитет и территориальную целостность страны. Для дальнейшего укрепления государственности нам необходима сплоченность. Другого пути нет… Наш народ всегда ставил превыше всего мир и стабильность…. В современных геополитических условиях нам нужно последовательно укреплять свою государственность, твердо следовать курсом реформ и обновлении, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Новые выборы поставят крест на создании диктатуры и приватизации власти
Исходя из имеющихся полномочий, действующий президент Токаев сделал все, чтобы избежать возможности приватизации власти в будущем. Надлежащее законодательство уже приято, диктатуры не будет, обойти введенные конституционные нормы практически не представляется возможным.
Предложения главы государства создают четкий барьер для противодействия автократии и организовывают предпосылки для формирования демократических устоев Казахстана, как минимум на протяжении всего последующего XXI века.
Принятый Парламентом РК пакет политических реформ знаменует переход страны к новой демократической политической модели, в которой срок полномочий судей конституционного суда дольше президентского и парламентского (в целях исключения внесения изменений и поправок в Конституцию РК).
Также глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что досрочные выборы позволят сосредоточится новому президенту на решении стратегических, общереспубликанских задачах.
– Ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность главы государства на решение стратегических задач общенационального развития… Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже несмотря на сокращение собственного срока полномочий… Предлагаемая мной конституционная новелла значительно снизит риски монополизации власти, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
То есть речь идет не только о закреплении достижений современного Казахстана, а о перспективах, формирующих политическое устройство страны на будущее.
«Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство»
Во время послания народу Казахстана Токаев заявил, что политические реформы осуществляются по формуле “Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство” и он должен быть незыблемой основой общества.
– Новая президентская система укрепит политическую стабильность, устойчивость казахстанской модели общественного устройства… Избранные по старым лекалам представительные органы власти должны закономерно обновиться, пройдя через внеочередной электоральный цикл… Поэтому предлагаю провести выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней в первой половине следующего года… В итоге, к середине 2023 года будет осуществлена перезагрузка и обновление всех основных политических институтов: президента, парламента, правительства, – рассказал президент.
Обновление законодательной власти при имеющемся раскладе – закономерный процесс. К этому следует добавить реформы, проведенные Токаевым еще в начале года. В частности, устранение такого понятия, как «провластная партия». И тут дело даже не в ребрендинге, который провела партия «Нур Отан», сменив название и став партией «Аманат». Изначально Токаев вообще фактически ликвидировал понятие «провластная партия», сделав бессмысленным принцип давления административного ресурса. Сейчас в Казахстане нет провластной партии, так как из «Аманата» вышел сам глава государства, представители исполнительной власти и др.
То есть в парламентскую борьбу все партии, (в том числе и новообразованные, благо выборный барьер значительно снижен), вступают реально на равных условиях. И им по-настоящему придется бороться за казахстанский электорат, потому что льгот, преференций и выгод для чиновников за счет государства уже не будет.
Казахстанскому управлению нужны свежие и креативные идеи, основанные на принципах меритократии
…Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днем… Процедуры регистрации политических партий уже значительно упрощены. Заработают новые механизмы формирования Парламента и маслихатов по партийным спискам и одномандатным округам… Они приведут к увеличению количества политических партий, усилят политическую конкуренцию, будут способствовать появлению новой волны народных избранников…. В будущем в состав Правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий….
Касым-Жомарт Токаев
Принцип обновления политического поля был заложен еще почти на полгода раньше. Когда президент РК предложил перейти к смешанной системе формирования парламента и маслихатов, путем выдвижения не только представителей официальных партий, но и народных признанных лидеров.
Еще одно кардинальное предложение, озвученное уже в сентябре, прошло практически незамеченным. Глава государства намерен обновить не только палаты народных избранников, но и исполнительную власть, допустив к ней (случай в истории Казахстана беспрецедентный!) представителей других политических течений. А это уже показатель, что действующая власть согласна и готова к реальным преобразованиям. В том числе и к обещанному переходу от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике.
Что такое “Справедливый Казахстан”?
Примечательно, что в своем «послании», глава государства чаще говорил не о новом, а о Справедливом Казахстане.
Предлагаемые президентом РК реформы, (вроде введения «налога на роскошь», урезание аппетитов национальных компаний и реального начисления доходов Нацфонда будущим поколениям), свидетельствуют о том, что действующая власть понимает и осознает необходимость социальных и политических изменений в государстве. Без управленческой трансформации, проведенной на всех уровнях, преобразования невозможны. Отсюда – досрочные выборы президента, Мажилиса, Сената и маслихатов.
– Мы строим Справедливый Казахстан с открытой конкуренцией и равными возможностями для каждого. Принципиально важно осуществлять масштабные политические преобразования в режиме транспарентности, честности и взаимного доверия, – отметил президент Токаев.
Перезагрузка государства и общества
Очевидно, что необходимость политических перемен стала для Казахстана объективной реальностью. Многие осознают тот факт, что медлить с реформами нельзя. Внеочередные выборы на всех уровнях власти – это реальный инструмент для мирных позитивных изменений структуры страны. Других, более благополучных вариантов, у Казахстана сейчас нет и, похоже, не будет.
Главное, что все это понимает и действующий президент Касым-Жомарт Токаев, который хочет реформами сохранить государственность, суверенитета и внутреннюю стабильность страны.
– Нам предстоит перезагрузить все сферы государства и общества… Крайне важно сохранить набранный темп реформ, решить все политические вопросы, не откладывая их в долгий ящик…. Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана, требуется новый мандат доверия народа…. Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днем, – заявил Касым-Жомарт Токаев.