В конце сентября в Астане прошел уникальный международный форум Digital Bridge 2022. Мероприятие прошло с участием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, лидеров мировых компаний, лучших экспертов сферы ІТ-инноваций. Форум объединил на своей площадке почти 25 тысяч участников, 300 IT-компаний, 150 венчурных инвесторов и «бизнес-ангелов», свыше 300 спикеров и 100 стартапов из 15 стран мира.
Отметим, что победителем в этом году битвы стартапов Hub Battle, в которой приняли участие 100 лучших стартапов Центральной Азии, Азербайджана и Турции, стала команда из Кыргызстана NB Fit.
Команда же по CS GO из Кыргызстана West Killer стала победителем кибертурнира, который также прошел на площадке Digital Bridge 2022, обыграв в финале хозяев – команду из Казахстана.
Bulak.kg после форума удалось побеседовать с генеральным директором Международного технопарка Astana Hub Магжаном Мадиевым, который выступил одним из организаторов Digital Bridge 2022.
– Расскажите в целом про Astana Hub, как возникла идея его создания, чего вам удалось добиться за годы его существования?
– В 2015 году я со своим партнером запустил стартап Naimi.kz. Тогда нам удалось привлечь инвестиции в размере 1 млн долларов. На тот момент это было очень редким событием для Астаны. Но тем не менее, проект было очень тяжело развивать, мы не находили понимания и поддержки на рынке труда, со стороны партнеров и инвесторов. В 2016-м меня пригласили на глобальный саммит предпринимателей в Кремниевую долину. Там я впервые услышал о понятии «инновационная экосистема». В то же время параллельно у руководства страны сформировалось понимание, что необходимо поддерживать IT-стартапы.
Меня пригласили на совещание с премьер-министром. Там мы предложили идею создания технопарка как двигателя в развитии IT-экосистемы. Идея была поддержана руководством страны, и с тех пор мы занимаемся ее реализацией. Так, в 2018 году мы официально запустили международный технопарк IT-стартапов Astana Hub, построили модель поддержки инноваций.
Могу с уверенностью сказать, что мы сейчас очень динамично развиваемся. На сегодня у нас 910 резидентов – IT-компаний: это компании разного уровня развития – от начинающих стартапов до крупных международных IT-холдингов . Есть компании, которые стоят $8-10 млрд, а одна компания и вовсе стоит $30 млрд! Выручка наших резидентов постоянно растет. Если в 2019-м общая их выручка была равна порядка $40 млн, в 2020 году она выросла до 130 млн, а к 2021-му сумма уже превысила $390 млн.
– Вы сами представители IT-системы. Почему именно вам пришла такая идея?
– Я, как предприниматель, видел, что в Казахстане деловая среда очень развита, легко открыть ИП, низкая налоговая нагрузка, нет давления со стороны контролирующих органов. Но все равно, когда я запустил стартап сразу после традиционного вида бизнеса, я почувствовал, что не хватает поддержки инноваций, цифровизации. Мы как бы нашли друг друга: от нас пошла инициатива, а у государства как раз был такой запрос.
– Вы сказали, что в Astana Hub сейчас насчитывается более 900 резидентов. В чем именно заключается его роль?
– Наша цель – помочь достигнуть $500 млн экспорта ИТ-услуг ежегодно. Чтобы достичь такой цели, естественно, необходим человеческий капитал. Мы его как раз таки привлекаем из разных стран мира, со всех регионов Казахстана и развиваем в нашем технопарке. Предоставляем площади до 22 тысяч квадратных метров: начинающим, например, стартаперам на бесплатной основе, покрупнее компаниям платно, предоставляем даже жилье для участников отдельных программ, проводим сотни мероприятий, обучаем специальным навыкам. У нас такая отрасль, что постоянно нужно обучаться..
На базе Astana Hub например, функционирует одна из лучших школ программирования в мире – Alem, есть целый ряд образовательных программ для начинающих стартаперов и т. д.
Тех, у кого есть уже стартап, мы приглашаем к нам в инкубационную программу. В этом году мы стали партнерами Google for Startups по Центральной Азии и запустили премиальную программу акселерации под названием Silkway Accelerator. Сейчас набрали уже второй поток программы. Из 200-300 стартапов для участия в ней мы отбираем только 15 самых перспективных и интенсивно их прокачиваем.
Участники Astana Hub получают налоговые льготы: КПН, ИПН, НДС, налог на роялти, социальный налог за работников-резидентов для них равны нулю. В свою очередь у участников есть встречные обязательства – 1% с доходов в пользу технопарка. Также для ряда стартапов, которые прошли конкурсный отбор, в рамках программы Seed Money мы оказываем финансовую помощь до $50 тыс. Кроме того, с этого года по поручению премьер-министра мы начали финансовую поддержку частных IT-школ: только до конца этого года более $3 млн получат IT-школы в виде субсидии от государства.
В Астане также работает Международный финансовый центр «Астана», который работает по принципу английского права. Для венчурного бизнеса английское право (система, основанная на грамотном сочетании законов (статутов) и прецедента, активно используется судебное толкование законодательных норм. – Прим. ред.) очень благоприятно.
– Каким образом английское право интегрировалось в казахстанское законодательство?
– Для этого были внесены изменения даже в Конституцию. Конечно, потребовалась большая политическая воля руководства страны. После чего был запущен Международный финансовый центр «Астана», где действует британское право, с английскими судьями, финансовой биржей и т. д.
– То есть специально для IT-компаний были внесены изменения в Основной закон?
– Для финансовых компаний и сферы инноваций.
– Каким образом стартапы из других стран Центральной Азии могут попасть к вам на акселерацию?
– Одна из наших главных задач – привлекать таланты со всего региона, со всего мира, поэтому мы открыты как к кыргызским, так и к другим стартапам. Конкурсный отбор в наши программы для иностранных компаний такой же, как и для казахстанских. Необходимо просто подписаться на все наши официальные аккаунты во всех соцсетях и отслеживать анонсы запусков программ. Также информация всегда доступна на сайте astanahub.com. У нас абсолютно прозрачная, справедливая система отбора.
– Какие критерии отбора?
– Зависит от программы. В основном мы смотрим на три вещи: соответствие продукта запросам рынка, бизнес-план, то есть финансовую модель, и последнее – масштабируемость проекта.
– Какие наиболее успешные ваши проекты, которые воплотились в жизнь благодаря вам?
– Один проект, например, прошел у нас трехмесячную акселерацию. На начало проекта, если он был оценен в $40 млн, в конце программы эта сумма уже увеличилась до $100 млн. Есть еще стартап из Таджикистана в $1 млн, а после акселерации он был оценен в $10 млн. И таких примеров очень много.
– Вчера прошло очень крутое мероприятие, где нам посчастливилось лично участвовать, – международный форум Digital Bridge 2022 с участием лидеров мировых компаний, лучших экспертов сферы ІТ-инноваций. Расскажите про него.
– Digital Bridge – ежегодное мероприятие, которое проходит уже в четвертый раз. В первых двух участвовал премьер-министр, последние два года форум уже проходит с участием главы государства. В этом году он решил провести панельную сессию с рынком, чтобы продемонстрировать миру, что цифровизации уделяется приоритетное внимание и что мы открыты к мировым IT-компаниям. В этом году тема форума – “Центральная Евразия как новая технологическая платформа”. Одним из организаторов выступил международный технопарк IT-стартапов Astana Hub.
– Многие участники Digital Bridge, у которых мы брали интервью, признались, что мечтают о том, чтобы он когда-нибудь прошел в Кремниевой долине.
– Мы, конечно, думали над тем, чтобы открыть стартап-хаус в Кремниевой долине. Эта идея сейчас находится в разработке.
Что касается идеи проводить Digital Bridge в Кремниевой долине, я, например, ее не поддерживаю, там и без нас достаточно таких мероприятий. В нашем регионе, наоборот, спроса больше.
– Рассматривалась ли возможность проведения этого мероприятия в Кыргызстане?
– Кыргызстан и так очень активно развивает IT-индустрию, у вас очень большая доля экспорта, многие программисты работают на рынке США и т. д. Поэтому, я уверен, в Кыргызстане такого рода и свои мероприятия проходят. Кстати, хорошая идея проводить Digital Bridge в разных городах.
– На сколько IT-сектор нуждается в институциональной поддержке от государства? Отмечу, этот вопрос исключительно для кыргызской аудитории, возможно, ваше мнение услышат люди, принимающие решения в Кыргызстане.
– Я, как отраслевой специалист, знаю, что у вас действуют налоговые преференции, это достаточно большая поддержка от государства. Конечно, любая государственная поддержка в этой сфере востребована, это беспроигрышный вклад.
– Хотелось бы услышать от вас совет для тех, кто хочет открыть стартап.
– Очень коротко – надо постоянно обучаться, искать новую нишу, новые бизнес-модели, не копирующие других, и, конечно же, не сдаваться. Тут не критично обязательно быть программистом, сейчас, наоборот, приветствуется смежная компетенция. Часто бывает так, что многие успешные IT-проекты построили не айтишники. Я, например, тоже по образованию финансист.