“Институт Медиа Полиси призывает власти прекратить борьбу с инакомыслящими

«Институт Медиа Полиси» призывает власти Кыргызстана прекратить борьбу с инакомыслящими. Об этом говорится в заявлении организации.

Приводим текст заявления полностью.

“Предъявляя 19-летнему кыргызстанцу, Ырысу Жекшеналиеву, обвинение по части 3 статьи 278 УК КР, предусматривающее ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами, власть стремится уничтожить общественную дискуссию на волнующие общество темы.

Из средств массовой информации стали известны причины допроса Ы. Жекшеналиева следственной службой МВД. МВД указало, что допрос Ы. Жекшеналиева связан с публикациями в Facebook. В сообщении МВД указывается, что «на этой странице намеренно распространяется дезинформация. Отдельные лица призывают выступить против разработки месторождения Жетим-Тоо. Некоторые публикации настораживают, поскольку там распространяются противоречивые, неверные сведения. Просматривается заинтересованность некоторых активистов и других людей в распространении ложной и недостоверной информации, а также попытка осознанного манипулирования общественным мнением для того, чтобы раскачать ситуацию вокруг месторождения Жетим-Тоо. Возбуждено уголовное дело по статье «Массовые беспорядки» УК КР», — сообщили в МВД. Какие именно слова и выражения Ы. Жекшеналиева послужили основанием для привлечения его к уголовной ответственности МВД не указывает. По тяжести данное преступление считается тяжким и предусматривает безальтернативное наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.

Мы считаем, что, по своей сути, предъявляемое обвинение по указанной уголовной статье выглядит как преследование за критику власти. И это уже третье подобное уголовное дело с начала 2022 года, которое известно общественности: на разных этапах уголовного судопроизводства в настоящее время находятся уголовные дела в отношении двух других гражданских активистов Ураимова Мирлана и Мыктыбек Адилет Али. В отношении вышеуказанных граждан, а также в отношении 19-летнего Ырыса Жекшеналиева ведутся уголовные преследования за различные публикации в социальных сетях, где граждане активно критиковали и высказывали свои гражданские позиции относительно принимаемых властью решений.

В этой связи обращаем внимание, что критика власти – это конституционное право каждого человека на свободу слова и мнения. Согласно Основному закону страны, данное право может быть законно ограничено, если нарушается конкретная легитимная цель, например, существует реальная угроза национальной безопасности или нарушаются права других лиц. Вместе с тем, любое вмешательство государства в это право каждого должно носить пропорциональный и соразмерный характер.

Предъявленное по части 3 статьи 278 УК КР необоснованно и незаконно по следующим основаниям:

Если в публикациях призывов к этим действиям не имеется, то невозможно применить данную статью Уголовного кодекса КР.

В теории уголовного права объективная сторона данного преступления выражается в призывах участников массовых беспорядков к активному неподчинению требованиям представителей власти и (или) к продолжению массовых беспорядков, а равно в призывах к насилию над гражданами. При этом, необходимо строго уяснить, что понимать под массовыми беспорядками. В данном случае лицо должно призывать к: насилию, погромам, поджогам, уничтожению имущества, применению огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо оказанию вооруженного сопротивления представителю власти. Таким образом, должна быть реальная угроза общественной безопасности, выраженная в призывах к погромам, поджогам и другим действиям, нарушающим нормальную жизнедеятельность общества. А если в публикациях призывов к этим действиям не имеется, то невозможно применить данную статью Уголовного кодекса КР. Напоминаем, что призыв выйти на мирные митинги, демонстрации не может образовать состав преступления призыва к массовым беспорядкам или активному неподчинению законным требованиям представителей власти, поскольку участие в мирном митинге и, соответственно, призыв к нему являются конституционным правом каждого гражданина страны.

Наличие недостоверной информации в публикации не может быть основанием для привлечения к уголовной ответственности.

По данной уголовной статье речь не идет о какой-либо “недостоверной информации”. Вообще, представляет значительный интерес, какой конкретно нормой закона руководствовалось МВД при подготовке пресс-релиза. Употребляемые в пресс-релизе МВД формулировки указывают на то, что

охарактеризованные действия не подпадают под действие части 3 статьи 278 УК КР.

Понятие “недостоверной информации” означает что-либо, не обладающее достоверностью, не достойное веры, не заслуживающее доверия. Вместе с тем, это понятие “недостоверной информации” не исключает из своего определения потенциального добросовестного заблуждения при высказывании такого мнения. Например, как мы недавно обращали внимание, сам глава МВД распространяет недостоверную информацию, заявляя, что министерство проводит допросы пользователей соцсетей в качестве профилактики во исполнение закона «О защите от недостоверной (ложной) информации».

Поэтому, если как указывает МВД, в обществе распространяется недостоверная информация, то следует представить имеющуюся у госорганов “достоверную информацию”, воспользовавшись многочисленными, финансируемыми из госбюджета нашей страны, государственными каналами (например, «КТРК», «КТРК Ала-Тоо 24», «ЭлТР», «Пятый канал», «Пирамида», «Илим-Билим» («ЭлТР»), Ынтымак, областные телеканалы). Если публикация содержит порочит честь, достоинство какого-либо лица, то данное лицо вправе обратиться в судебные органы с гражданским иском.

На основании вышеизложенного, призываем немедленно прекратить уголовные преследования в отношении М.Ураимова, Мыктыбек Адилет Али, Ы.Жекшеналиева и других лиц, находящихся под стражей в связи с реализацией права на свободу выражения мнения. Мы призываем власти проанализировать складывающуюся ситуацию, и прекратить борьбу с инакомыслящими путем применения крайних мер в виде уголовного преследования и содержания под стражей, и начать активную работу по своим непосредственным профессиональным целям и задачам”, – говорится в заявлении.