Для разрешения кыргызско-таджикского приграничного конфликта требуется реализация комплексной программы, включающей делимитацию и демаркацию границы. В том числе, в целях обеспечения стабильности центральноазиатского региона. О том, как ситуация видится из Казахстана, в материале Эдуарда Полетаева на Ia-centr.
Летом 2022 года вновь стали появляться сообщения о том, что на границе Кыргызстана и Таджикистана обострился конфликт. Стороны применяют оружие, есть погибшие и пострадавшие.
В результате перестрелки таджикских и кыргызских пограничников в июне 2022 года три человека получили ранения. Ранее, только в нынешнем году, подобные перестрелки случались 12 апреля, 10 марта и 27 января. Самое крупное вооруженное столкновение между странами в современной истории произошло в конце апреля 2021 года. С двух сторон были убиты 55 человек, ранения получили около 300, тысячи жителей были эвакуированы.
Власти обоих государств обвиняют друг друга в развязывании конфликта и нанесении материального ущерба. Генпрокуратуры Кыргызстана и Таджикистана возбудили уголовные дела в связи с событиями на границе. Больше всего от этого страдают местные жители, заинтересованные в поиске путей мирного сосуществования, и решения таких приграничных вопросов, как пользование водой и пастбищами.
Приграничный вопрос
Дискуссии о границах между центральноазиатскими республиками начались еще в советский период. Главная их причина заключалась в том, что границы нарушали естественную структуру региона.
Наиболее сложная – оказалась между тогда еще Киргизской ССР и Таджикской ССР. Если линия границы, пролегающая по высокогорному Туркестанскому хребту, не вызывала споров, то часть границы в Ферганской долине была осложнена наличием анклавов и ряда спорных участков, на которые претендовали обе республики.
Формальной причиной раздоров была потребность в ресурсах (земля и вода), но конфликты приобретали очень сложный межэтнический характер. Серьезный инцидент произошел в 1969 году.
Через несколько лет, в 1974 году, вспыхнул конфликт, в разрешение которого включилась Генпрокуратура СССР. Конфликт 1989 года был нейтрализован только с помощью переброски военных. Однако в те времена руководство обеих республик не предприняло серьезных усилий для окончательного разрешения конфликта. Принятые меры притушили пожар, но не решили проблем водо- и землепользования.
Конфликт перешел в латентную форму и напоминал о себе в последующие годы. Столкновения на приграничных территориях периодически происходили в 2003, 2005, 2008, 2011, 2013 и 2014 годах. Они были вызваны хозяйственной деятельностью на спорных участках в приграничье, возникновением новых пропускных пунктов, перекрытием дорог и другими причинами.
Ситуацию на границе оказалось трудно контролировать обеим сторонам. На проблему спорных участков накладывались контрабанда, нелегальные пересечения границы, столкновения интересов криминальных групп, курирующих наркотрафик, нелегальную торговлю ГСМ и различными товарами. Часто происходили стычки между пограничниками. Все это уносило жизни мирных граждан, мешало транспортному сообщению, разрывало экономические и культурные связи между населением Таджикистана и Кыргызстана.
Делимитация линии государственной границы между странами затянулась и не закончена до сих пор. Переговоры по установлению линии границы, протяженность которой составляет более 970 км, начались только в 2002 году. К настоящему времени линия границы описана лишь на 60%. Было проведено много встреч, однако вопросы о спорных территориях остались нерешенными (на кыргызско-таджикской границе имеется 38 спорных участков).
Несмотря на то, что между государствами созданы специальные паритетные комиссии по делимитации и демаркации границы, стороны не могут выработать компромиссное решение по данному вопросу. На это указывают и крайне редкие заседания соответствующих комиссий. Правда, встречи по вопросу разделения границы участились после кровавого конфликта в апреле 2021 года. За это время страны описали более 80 км приграничной территории.
Региональные угрозы
Согласно прогнозам, пресная вода будет приобретать все большее значение в Центральной Азии, что приведет к обострению существующих и появлению новых конфликтов. Особенно, если межгосударственные границы стран Центральной Азии не будут установлены в соответствии с практикой и нормами международного права. Это обстоятельство усугубляется интенсивным ростом численности населения в регионе.
Конфликты, имевшие место на границах и приграничных участках Кыргызстана и Таджикистана, позволяют характеризовать существующую ситуацию как нестабильную. Заявления руководителей государств о готовности завершить работу по юридическому оформлению линии государственной границы, или даже предпринятые практические шаги не смягчили напряжение в должной мере.
Общая протяженность внутренних границ между странами Центральной Азии составляет более 8000 км. Самую протяженную границу с южными соседями имеет Казахстан – 3955 км. Если границы между республиками сравнивать по уровню безопасности, то наименее проблемной является граница с Казахстаном, где не было ни вооруженных конфликтов между населением, ни политического кризиса между государствами.
Демаркация и делимитация границ – сложные процессы, которые могут длиться десятилетиями. Необходимым условием для них являются добрососедские отношения между странами. Переговоры по границе Таджикистана и Кыргызстана вести можно, и они идут, но ожидать решения проблемы в кратчайшие сроки – нереально. К настоящему моменту из всех ныне существующих независимых государств в Центральной Азии вопрос о делимитации сухопутных границ с сопредельными странами решили только Казахстан и Туркменистан.
Позиция Республики Казахстан
Стоит отметить неравнодушие, проявленное Казахстаном на уровне главы государства во время фазы обострения кыргызско-таджикского конфликта в апреле 2021 года.
«Кыргызский и таджикский народы являются для нас братскими, нас объединяют общая история и культурные ценности. Нашим государствам и народам присущи миролюбие, толерантность и взаимное уважение», – отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Глава государства выразил уверенность, что руководители Кыргызстана и Таджикистана, «проявив должную мудрость, сумеют решить все спорные вопросы исключительно мирным путем». Также он заявил, что со своей стороны готов приложить усилия к поиску взаимоприемлемых решений и восстановлению взаимного доверия. «Считаю возможным выработать механизм урегулирования подобных пограничных инцидентов в рамках очередной Консультативной встречи глав государств Центральной Азии», – подчеркнул Токаев. Кроме того, президент Казахстана созванивался с коллегами – Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном, а также предложил Кыргызстану гуманитарную помощь.
В своем предисловии к книге «Правда о государственной границе Республики Казахстан», вышедшей в 2014 году, Касым-Жомарт Токаев отметил, что в нынешних сложных геополитических реалиях должным образом юридически оформленная государственная граница приобретает особое значение. Наличие такой границы – важнейшая гарантия национальной безопасности государства.
Казахстан унаследовал устаревшую и во многом противоречивую правовую базу территориального разграничения с соседними государствами, такую же, как и Кыргызстан с Таджикистаном. Административная граница Казахстана до обретения им независимости не имела четких юридических координат. Это могло стать основой для возникновения конфликтных ситуаций. Переговоры были трудными, порой носили изнурительный характер.
Но Казахстан сумел определить современные сухопутные границы по всему периметру с 1992 по 2005 годы, полностью завершив делимитацию государственной границы. Затем Казахстан незамедлительно приступил к процессу демаркации с сопредельными странами. «Показательно, что Казахстан является единственным государством на постсоветском пространстве, юридически оформившим государственную границу по всему ее периметру», – отмечал ранее Токаев.
Кыргызско-таджикский пограничный конфликт и опыт Казахстана должны стать уроком для того, чтобы не откладывать решение наболевших проблем на потом. Для разрешения конфликта необходима большая комплексная программа, включающая в себя мероприятия по искоренению негативных последствий предыдущих конфликтов, разъяснительной работы среди населения. Решать проблемы нужно на основе обоюдного компромисса, с использованием мирового опыта, в том числе, и регионального – казахстанского.