Верховный суд вынес приговор по убийству малолетней девочки. Он приговорил 36-летнего жителя Сузакского района Туратали Усонова, отчима девочки, к 15 годам лишения свободы. Об этом сообщили в Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость».
В марте 2019 года в Сузакском районе произошло убийство девочки 2,5 лет. Районный суд в ноябре того же года осудил родную мать девочки – Тахмину на семь с половиной лет лишения свободы. Позже, в январе 2020 года, исполнение приговора было отложено в связи с беременностью женщины – до достижения новорожденным 14-летнего возраста.
Родственники женщины утверждали, что мужчина обманным путем вынудил ее признаться в убийстве. Якобы он уверил ее в том, что беременной женщине много не дадут и что он вытащит ее, продав свою машину. А на суде, воспользовавшись ее шоковым состоянием, убедительно наговаривал на нее.
Джалал-Абадский областной суд отменил решение суда первой инстанции на основании апелляционного представления областной прокуратуры. Прокуратура в своем представлении обратила внимание на обстоятельства, указывающие на возможную причастность к убийству отчима девочки.
В прокуратуре, в частности, отметили, что травмы, нанесенные девочке, невозможно нанести прутиком и проводом от телефонной зарядки, на которые указала мать убитой, когда признавалась в убийстве. Кроме того, областная прокуратура ссылалась на заключение судебно-медицинской экспертизы, в которой указано: «Разрыв печени, синяки на руках, коленях и пояснице, 38-миллиметровая гематома и кровоподтек в области головы в результате удара тупым предметом или удара об стену, ободранная задняя часть уха…»
В материалах уголовного дела отмечены и другие жуткие подробности жизни семьи: «Мужчина заставлял ее пить водку с перцем, курить, употреблять насвай. При виде отчима девочка мочилась от страха».
Сузакский районный суд после пересмотра дела 12 ноября 2021 года дал уже Туратали Усонову четыре с половиной года лишения свободы, признав его виновным в причинении смерти по неосторожности.
Прокуратура и законные представители убитой девочки выразили свое несогласие с предъявленным обвинением.
«Как можно говорить о причинении смерти по неосторожности, когда на теле девочки обнаружены явные следы жестокого избиения», — возмущался адвокат правозащитной организации «Справедливость» Нурислам Райимжанов.
Джалал-Абадский областной суд 9 марта 2022 года на основании поданной апелляционной жалобы, приговорил отчима к 10 годам лишения свободы по статье 138 Уголовного кодекса «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека», с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С применением амнистии срок сократили на 1/3.
Адвокат Н. Райимжанов с кассационной жалобой обратился в Верховный суд, в которой просил для насильника пожизненный срок.
Наконец, Верховный суд, 29 июня 2022 года, поставил точку в этом деле, осудив отчима к 15 годам лишения свободы по статье «Убийство» с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В этот раз амнистию в его отношении применять не стали.
Адвокат «Справедливости» Райимжанов отметил принципиальную позицию Джалал-Абадской областной прокуратуры и ключевую роль Верховного суда Кыргызской Республики.
«Именно благодаря представлению облпрокуратуры за решёткой оказался насильник, а не мать девочки. А Верховный суд выявил «неправильное применение при квалификации преступного деяния статьи Уголовного кодекса» со стороны первых двух инстанций. Тем самым вынес постановление, отличное от судебных актов нижестоящих инстанций, что на практике встречается крайне редко», — сказал Райимжанов.
Адвокат до сих пор недоумевает, как суды первых двух инстанций могли без достаточного обоснования признавать мужчину виновным в причинении смерти по неосторожности, когда удары были нанесены по жизненно важным органам девочки: насчитали шесть повреждений наружных органов, внутренних повреждений оказалось восемь. «Удары насильник наносил вплоть до разрыва печени. По заключению медиков, такие удары можно нанести железом, кулаками, ботинком и ремнем», — заключил Н. Райимжанов.