«При правильном распределении сил и грамотной реализации проектов по приоритетным направлениям развития можно замахнуться на создание грузовых авиахабов в Центральной Азии. Они свяжут страны Ближнего Востока и Юго-Восточную Азию», – генеральный директор Foresight International Consultans Team (Кыргызстан) Нурсулу Ахметова рассказала Ia-centr.ru о возможностях для развития логистики в регионе на фоне украинского кризиса.
– В связи с событиями на Украине и санкциями стоит ли ожидать нового витка выстраивания логистики, новых коммуникаций на пространстве Центральной Азии? Как внутри региона, так и по проектам хабов здесь для третьих стран?
– Эти процессы уже идут. У нас есть северный коридор, связывающий Центральную Азию (ЦА) с Россией. Есть восточный коридор в сторону Китая. Это традиционные маршруты.
После начала специальной военной операции на Украине ситуация усложнилась, наработанные логистические схемы «посыпались». В отношении России были применены новые санкции в дополнении к существующим ограничениям после событий 2014 года. Бизнесу снова пришлось искать новые пути, стал активнее использоваться турецкий маршрут.
Приведу пример. Если посмотреть на структуру импорта из КР, конечно, это в первую очередь коснулось импортёров минеральных продуктов, лекарственных препаратов, машин и оборудования, механизмов, транспорта, семян и другой продукции, которая ими завозилась из стран Евросоюз.
Такая продукция доставлялась наземным транспортом через территорию РФ по т.н. северному коридору. Потому необходимо рассматривать другие маршруты – в том числе, внутрирегиональные через порт Актау в Каспийской море.
Бизнес постоянно движется и развивается, ищет новые пути и варианты коммуникаций.
Но логистика в Центральной Азии не ограничивается только автомобильными и железнодорожными перевозками. Она неразрывно связана с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). IT-сфера, которая помогает в вопросах цифровизации сейчас, частично перекочевала в страны Центральной Азии –Кыргызстан, Казахстан и Узбекистан.
Соответственно, в регионе постепенно выстраивается сеть по работе с большими данными. Это очередной шаг к созданию первого информационно-коммуникативного хаба в Центральной Азии. Задача правительств на первом этапе стимулировать эти процессы.
Мы живем в очень интересное время. Имеем возможность наблюдать за очередным этапом развития новых логистических путей и коммуникаций, кроме привычных автомобильных и железнодорожных схем.
Что касается авиасообщения, которое по объему перевозок уступает наземной логистике, то тут тоже возможны перемены. На фоне последних событий возникают целые ниши для того, чтобы страны Центральной Азии реализовали свой потенциал, в том числе и туристический.
При правильном распределении сил и грамотной реализации проектов по приоритетным направлениям развития можно замахнуться на создание грузовых авиахабов, которые свяжут страны Ближнего Востока и Юго-Восточную Азию. Возможностей очень много.
– Есть ли будущее у мультимодальных проектов в Центральной Азии? Кто из стран региона обладает потенциалом для реализации этих проектов?
– Центральная Азия – это не только сердце Евразии. Регион находится между двумя крупными геополитическими игроками – Россией и Китаем. Страны ЦА являются участниками двух больших проектов – ЕАЭС и «Один пояс – Один путь» (ОПОП). На стыке этих проектов возникают новые возможности для бизнеса и стран-партнеров.
С этой точки зрения у стран Центральной Азии есть огромный потенциал для развития транзита. Но по причине недостаточной развитости логистических маршрутов в некоторых странах ЦА, а также из-за отсутствия связанности внутрирегиональный маршрутов, их эффективность невысокая.
В этой ситуации проект железной дороги по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан приобретает большое значение. Узбекистан стремительно наращивает свою экономическую мощь, а значение Китая для стран Центральной Азии невозможно переоценить. Это один из ключевых торговых партнеров и инвесторов для нашего региона. Согласно статданным, торговый оборот стран ЦА растет. Если посмотреть на географию импорта, то импорт из Китая в КР составляет 26 % от всего товарооборота.
Несмотря на существующую железнодорожную магистраль по маршруту Западная Европа – Западный Китай, часть которого проходит через Казахстан и Транссибирскую магистраль, задача максимально короткого маршрута из Китая в Южную Азию не решена. Южная Азия – это Иран, Афганистан и Индия, колоссальные возможности для всего региона в целом и для каждой страны в отдельности.
При этом важно понимать, что для развития конкурентного транзитного потенциала требуются четкие и ясные правила транзита, в дальнейшем необходимы совместные работы по упрощению процедур и снятию барьеров в формате не только отдельно взятой страны региона, а в целом.
Инициатива по железной дороге Китай – Кыргызстан – Узбекистан – это взаимовыгодный проект, и, безусловно, отвечает интересам Кыргызстана. Мы получаем мультимодальный коридор, выводящий страну из транспортного тупика в нескольких направлениях, в том числе и к странам Персидского залива, решаем проблему связанности железных дорог внутри страны и даем толчок для развития регионов внутри Кыргызстана. Именно этот проект может стать одним из основных звеньев в сопряжении проектов ЕАЭС и ОПОП.
– Какое место может занять Россия в планах развития логистических маршрутов стран Центральной Азии?
– Региональные мультимодальные проекты не могут быть реализованы самостоятельно ни одной из стран региона, так как для их реализации требуются крупные инвестиционные вложения. Некоторые из этих проектов, в условиях переориентации России на восток, решают задачи по диверсификации экономики и должны заинтересовать Россию
История проекта железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, о котором говорили на протяжении многих лет, наглядный пример того, как важно находить компромисс. Стороны не могли прийти к общему мнению о ширине колеи и маршруте железнодорожного полотна.
Для сохранения баланса в Центральной Азии участие в этом проекте Москвы будет точно не лишним.