Представителям государственных органов КР 3 июня провели ознакомительную поездку на контрольно-пропускные пункты пропуска, расположенные на кыргызско-казахстанской границе («Ак-Тилек а/д» со стороны КР и «Кордай», «Карасуу» со стороны РК) совместно с представителями Евразийской экономической комиссии во главе с членом Коллегии (Министром) по таможенному сотрудничеству Максатом Мамыткановым, а также представителями госорганов государств членов ЕАЭС.
По данным пресс-службы Минэкономики, в процессе ознакомления выявилось, что на контрольно-пропускных пунктах «Кордай» и «Карасуу» осуществляют свою деятельность сотрудники Комитета государственных доходов (КГД) Республики Казахстан (фискальные орган РК) вопреки основным принципам и нормам Договора о ЕАЭС.
Также, доказано, что КГД РК проводит налоговые мероприятия в отношении всех грузовых автотранспортных средств.
Справочно:
Статья 25 Договора о ЕАЭС
Принципы функционирования таможенного союза
1. В рамках таможенного союза государств-членов:
1) функционирует внутренний рынок товаров;
2) применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
3) действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;
4) осуществляется единое таможенное регулирование;
5) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.
Сотрудники пограничной службы РК отметили, что за май 2022 года через контрольно-пропускной пункт «Карасуу» пропустил на импорт в РК с КР 22 369 грузовых АТС (в среднем за 5 минут пропускают одно грузовое АТС на импорт).
Однако, далее, по данным пограничной службы РК и официального заявления КГД РК, сроки прохождения одного грузового АТС через КПП «Карасуу» составляет порядка 15-20 минут (за май месяц должно было пройти порядка 2880 грузовых АТС).
“Данные расхождения, предоставляемые казахстанской стороной, сотрудниками КГД РК и ПС КНБ РК, были признаны ошибочными. В этой связи, делегацией было отмечено, что данные предоставляемые казахстанской стороной некорректны и вызывают сомнения и более того, рассматриваются как фальсификация, с целью дискредитации кыргызстанских экспортеров. Данные факты, также были предоставлены водителями грузовых АТС обеих сторон.
Вместе с тем, необходимо отметить, что участники делегации убедились, что Кыргызская сторона соблюдает все нормы Договора о ЕАЭС”, – говорится в сообщении.
По итогам встречи, участники призвали казахстанскую сторону соблюдать нормы и положения Договора о ЕАЭС, а также принять исчерпывающие меры по устранению барьера, который был утвержден 9 июня 2020 года Коллегией Комиссии ЕЭК.
Справочно:
9 июня 2020 года в ходе заседания Коллегии Комиссии ЕЭК, был рассмотрен вопрос об осуществляемых Республикой Казахстан контрольно-досмотровых мероприятий в отношении товаров ЕАЭС на контрольно-пропускных пунктах кыргызско-казахстанской государственной границы.
По итогам рассмотрения Коллегией ЕЭК было принято решение, что принимаемые Республикой Казахстан меры, являются барьером на внутреннем рынке ЕАЭС.