Пятого июня в Казахстане пройдет республиканский референдум по поправкам в Конституцию страны. Всенародный плебисцит призван законодательно закрепить масштабные реформы в политической системе, объявленные ранее президентом Касым-Жомартом Токаевым. Цель референдума – переход к построению «нового Казахстана», с новой государственной моделью и с новым форматом взаимодействия государства и общества. Фактически референдум открывает курс на всестороннюю демократизацию Казахстана, создание сбалансированных механизмов сдержек и противовесов между институтами власти, на переход от закрытой к открытой политической системе.
Система трансформации политической системы заключается в окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом, усилению парламента и демократизации исполнительной власти.
Однако для полноформатной реализации фундаментальных реформ, объявленных президентом Токаевым, было бы недостаточно изменений лишь в «верхних слоях» политической системы.
Очень важно качественное развитие институтов гражданского общества страны, активное вовлечение народа в управление государством. Потому что без осознанной поддержки народа демократические преобразования в обществе невозможны.
Поэтому в конституционной реформе также предусмотрен ряд стратегических мер для укрепления народовластия, такие как закрепление права собственности народа на землю, упрощение процедуры регистрации политических партий, модернизация избирательного процесса, расширение полномочий местных исполнительных и представительных органов. Все это призвано существенно расширить участие граждан в политической жизни страны.
А такие изменения в Основном законе как создание Конституционного суда, закрепление статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни, направлены на усиление соблюдения прав и свобод граждан Казахстана.
О грядущем плебисците в Казахстане высказался гражданский активист Кыргызстана Адиль Турдукулов на круглом столе “Конституционная реформа в РК”, прошедшем 23 мая в посольстве Казахстана в Бишкеке.
“Если первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев инициировал начало масштабной модернизации экономической системы страны, то нынешний глава государства Касым-Жомарт Токаев начал кардинальную реформу политической системы республики, — заявил Адиль Турдукулов, – Здесь очень важно отметить, что президент Касым-Жомарт Токаев услышал запросы общества, требования времени и решился на политическую перезагрузку. В первую очередь это касается усиления парламента, судебной ветви власти и органов местного самоуправления (маслихатов). Во многом это происходит за счет сокращения полномочий президента. Это свидетельствует о политической дальновидности главы государства и о его немалой политической воле. Ведь все помнят, что президент Токаев изначально предложил и успешно реализует концепцию «слышащего государства» для установления диалога власти и народа”.
Также, по мнению Адиля Турдукулова, тот факт, что поправки в Конституцию будут приниматься не парламентом, а на всенародном референдуме, свидетельствует о том, что в “Новом Казахстане” отныне определять его будущее будет не власть, а сами граждане. И поправки в Конституцию значительно усиливают роль гражданского общества в управлении государством.
Плюрализм политических партий и усиление регионов
Поправки в Конституцию направлены на создание новой, качественной партийной системы страны. Этому будет способствовать снижение заградительного порога для регистрации политических партий, определение квот для женщин и молодежи. Все это позволит обеспечить дальнейшее развитие процесса многопартийности, целью которой является вовлечение в процесс выработки и принятия государственных решений разных политических партий.
Также конституционная реформа позволит усилить представительную ветвь власти, укрепить систему сдержек и противовесов и повысить значение и статус органов местного самоуправления – маслихатов.
Внедрение смешанной мажоритарно-пропорциональной модели избрания депутатов Мажилиса и областных маслихатов позволит учесть весь спектр взглядов и мнений избирателей. В свою очередь, введение полностью мажоритарной системы выборов депутатов районных и городских маслихатов откроет возможность для граждан более эффективно влиять на жизнь в регионах.
“В случае принятия поправок в Конституцию президент будет назначать глав регионов только с согласия местного парламента, что повышает роль местных сообществ. И официальному Нур-Султану станет необходимо учитывать мнение местных элит при назначении акимов. Все это будет вынуждать центральную власть искать кандидатуры, которым знакома местная специфика”, — подчеркнул Адиль Турдукулов.
Земля народная
Очень важным вопросом, который волновал общество, была норма о закреплении народа как собственника земли и природных ресурсов Казахстана. Согласно новым поправкам в Конституцию, земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы будут принадлежать только народу. Это открывает возможность для принятия дальнейших новых законов по этому вопросу, который усилит народовластие в стране. Ранее земля и недра Казахстана принадлежали только государству.
Воссоздание Конституционного суда
Идея возрождения Конституционного суда Казахстана прозвучала еще 16 марта, когда президент Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу поручил воссоздать орган конституционного контроля. Напомним, что Конституционный суд Казахстана прекратил свое существование в далеком 1995 году и его функции выполнял Конституционный совет, который был недоступным для обращения к нему для простых граждан.
Согласно действующему Основному закону в Конституционный совет имеют право обращаться лишь президент, премьер-министр, спикеры парламента и судьи.
Согласно новым поправкам, в Конституционный суд теперь смогут также обращаться простые граждане, Уполномоченный по правам человека, генеральный прокурор по всем вопросам, связанным с антиконституционными решениями органов всех ветвей власти.
“Это значительно усилит судебную ветвь власти, что отразится на повышении качества системы сдержек и противовесов в политической системе, для общества появится еще один реально обеспеченный судебным механизмом право граждан”, — отмечает Адиль Турдукулов.
Конституционный суд будет состоять из 11 судей, включая председателя. Их полномочия буду длиться 6 лет. Если референдум будет одобрен народом, то Конституционный суд начнет свою работу с 1 января 2023 года.
Полный запрет смертной казни
Важное место в конституционной реформе занимает защита фундаментальных прав граждан. В новой версии Конституции пункт 2 статьи 15 говорит о запрете смертной казни, и том, что «никто не вправе произвольно лишать человека жизни».
Отмену смертной казни следует рассматривать как требование основ конституционного строя Казахстана, закрепленных в статье 1, где однозначно прописано, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства.
Смертная казнь является крайней жестокой, бесчеловечной формой наказания, которое представляет собой отрицание человеческого достоинства и неприкосновенности. Мировая практика показывает, что в любой системе уголовного правосудия могут совершаться ошибки и смертная казнь неизбежно будет применяться к невиновным.
В нынешней версии Конституции сказано, что смертная казнь в Казахстане является исключительной мерой наказания за террористические преступления, при которых погибли люди. Кроме того, к смертной казни могут быть приговорены люди, совершившие особо тяжкие преступления в военное время. Правда, они имеют право ходатайствовать о помиловании.
В конце 2021 года Токаев подписал закон о полной отмене смертной казни. И заявил, что отмена должна быть принята без каких-либо оговорок и конституционно закреплена, путем всенародного референдума.
Статус омбудсмена закрепится в Конституции
Еще одним важнейшим совершенствованием конституционных механизмов защиты прав человека должно стать конституционное закрепление института Омбудсмена.
Уполномоченный по правам человека в Казахстане будет отдельно упомянут в Конституции в статье 83-1. В ней сказано, что омбудсмен восстанавливает нарушенные права и свободы человека и гражданина, и способствует их продвижению.
В своей работе будет он независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный по правам человека в период своей работы также не может быть арестован или подвергнут приводу без согласия сената.
При этом данный орган наделяется правом обращения в Конституционный суд. Тем самым, очевидно повышение статуса Уполномоченного в качестве реального, причем вполне самостоятельного института системы защиты прав человека в Казахстане.
“Как показала практика Кыргызстана, институт Омбудсмена важен как прямой мост между конкретным гражданином и другими органами власти, — отмечает Адиль Турдукулов. – И особенно с правоохранительными органами в части защиты прав человека. Существование такого органа снижает напряжение в обществе и повышает обратную связь власти и гражданина. В этом пункте сразу видно желание президента Касым-Жомарта Токаева установить прозрачный диалог между властью и обществом, усилить механизмы защиты прав граждан”.
По мнению кыргызского эксперта, проведение референдума станет большим шагом к демократизации и децентрализации государственной власти, защите интересов, прав и свобод граждан.
“Мне будет очень интересно наблюдать за этим процессом. После 30 лет независимости для Казахстана сейчас наступило самое правильное время для референдума”, – подытожил Адиль Турдукулов.