Президент Садыр Жапаров создал общественную комиссию по расследованию дела о трагедии в поселке Дачи СУ. Комиссию возглавил Алмамбет Шыкмаматов, а в ее состав вошли 17 человек, в числе которых юристы, общественные деятели, журналисты-расследователи и правозащитники.
Политолог Шерадил Бактыгулов, комментируя редакции Bulak.kg создание данной комиссии, спрогнозировал, что результаты ее деятельности могут вылиться в новые уголовные дела.
«Если даже и был контрабандный груз на борту самолета, то груз так и не пересек таможенную границу Кыргызстана. Однако здесь уместна постановка другого вопроса – были ли такие же факты до и после крушения самолета? С теми же именами, с той же номенклатурой груза или с использованием схожей схемы» – сказал эксперт.
Бактыгулов отметил, что авиакатастрофа в Даче-СУ является одной из крупнейших трагедий в истории Кыргызстана. Среди общественности бытуют разные версии причины трагедии. В 2021 году в отчете комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета (МАК) указано, что причиной падения самолета Boeing-747 стал ряд действий экипажа. В частности, говорится, что «со стороны экипажа отсутствовал контроль за положением самолета при выполнении автоматического захода на посадку в существующих метеоусловиях, экипаж несвоевременно принял решение по уходу на второй круг, что привело к столкновению с землей».
«МАК дал техническую оценку причине падения самолета. Но правовая оценка так и не дана. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Следствие длится с 2017 года, и когда завершится неизвестно. Правовая оценка необходима для недопущения подобных случаев в будущем. Более того, должен быть обеспечен принцип неотвратимости наказания», – подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что авиакатастрофа вызвала у общественности широкий круг вопросов. Наиболее часто звучало требование озвучить имена и должности владельцев груза, далее – ответить на вопросы: была ли на борту самолета контрабанда, есть ли факты незаконного обогащения?
«Поэтому в этом деле необходима и общественная оценка», – заключил Шерадил Бактыгулов.