Продовольственная безопасность: уязвимость Кыргызстана

С начала 2022 года цены на некоторые базовые продукты питания выросли до 15%, что вызвало ажиотаж среди кыргызстанцев. Подобный факт был закреплен прежде всего рядом факторов, в частности мировым кризисом, военным конфликтом между Россией и Украиной, ростом курса американской валюты. 

Учитывая, что республика является импортозависимой страной, на фоне последних событий встал вопрос обеспечения продовольственной независимости страны как главного компонента национальной безопасности. Но, как оказалось, страна не в полной мере обеспечена собственным производством и зависит от других стран, что вызывает обеспокоенность. Об этом говорится в статье на Сabar.asia.

Кыргызстан для оценки уровня продовольственной безопасности в свое время определил 9 базовых продуктов: хлеб и хлебопродукты, картофель, фрукты и ягоды, овощи и бахчевые, сахар, масло растительное, молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты, яйца.

Однако несмотря на то, что республика является аграрной страной и ВВП сельского хозяйства в общем объеме всегда занимал лидирующие позиции – порядка 24%, страна все же является импортозависимой по многим статьям продовольствия. В этот список из базовых продуктов входят: мука и пшеница, сахар и растительное масло.

С 14 марта по 30 июня Россия ввела временный запрет на экспорт зерновых и сахара в целях защиты внутреннего продовольственного рынка в условиях внешних ограничений. Однако позднее данное ограничение было снято. Согласно данным Национального статистического комитета, именно по данным позициям Кыргызстан является импортозависимым от России.

Кыргызстан не обеспечивает себя базовыми продуктами

Из 9 базовых продуктов питания, по данным Министерства сельского хозяйства, на сегодняшний день Кыргызстан не обеспечивает потребность по 5 позициям, в том числе:

  • растительное масло,
  • сахар,
  • мясо и мясопродукты,
  • хлебопродукты,
  • яйцо продовольственное.

Данные виды сельхозпродукции импортируются из России, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Украины, Китая и стран Европы. Но в тоже время Минсельхоз заверяет, что на эти продукты питания дефицита на сегодня нет.

По данным Национального статистического комитета, импорт пшеницы в 2021 году составил 220,1 тысяч тонн на 51,4 миллиона долларов, при этом на Россию приходится порядка 60%.

image 15 Продовольственная безопасность: уязвимость Кыргызстана

Что касается сахара, то за прошлый год импорт составил 48,9 тысяч тонн на 25 миллионов долларов.

image 16 Продовольственная безопасность: уязвимость Кыргызстана
image 17 Продовольственная безопасность: уязвимость Кыргызстана

Как отмечает глава Ассоциации «Кыргыз сүт» Бакыт Турдубаев, причина, по которой страна не обеспечивает себя базовыми продуктами питания, – отсутствие переработки.

«Например, во время пандемии мы оказывали гуманитарную помощь населению в виде молочных продуктов. У нас была договоренность с переработчиками молока, то есть крупными заводами – наши фермеры поставляли молоко бесплатно, а они в виде готовой продукции нам его обратно отдавали. Но позже мы зашли в тупик из-за закрытия границ. Если, например, в микрорайонах столицы отмечается дефицит молока, то в 20 километрах от города – в Канте или Сокулуке фермеры выливали молоко, потому что не было места для его хранения – тар. Тары, в свою очередь, поставляются из России и Казахстана. На тот момент границы были закрыты и заводы простаивали», – считает Турдубаев.

По его информации, страна не может себя обеспечить продовольствием, поскольку зависит элементарно от упаковочных материалов.

«Сколько бы не говорили, что у нас экологически чистая продукция, пока мы эту цепочку не наладим, то грош цена всему. Например, мы производим мясо, но вопрос другой – у нас есть технология, которая позволит сохранять продукты длительное время? Даже по той же пшенице или кукурузе. Элементарно семена кукурузы, сои и бобовых мы покупаем, а вдруг мы в блокаде окажемся как во время пандемии? У нас не будет собственной семенной базы? Это очень опасно», – отмечает Турдубаев.

Другой эксперт в сфере сельского хозяйства Бакыт Мамытканов считает, что для обеспечения продовольственной независимости необходимо поддерживать фермеров.

«В этом году правительство старается. В этом году была выделена большая сумма на сельское хозяйство и сейчас у нас организовывают кластерное объединение по куриному мясу, говядине, сахару и молоку. Конечно, результат мы увидим позже, но я думаю, мы справимся с поставленными задачами», – говорит он.

Мамытканов отмечает большой потенциал у Кыргызстана не только для обеспечения продовольствия, но и для экспорта продуктов.

«У Кыргызстана есть 1 миллион 270 тысяч га пахотных земель. На втором месте в мире идет Голландия с 940 тысяч га земель и по экспорту сельхозпродукции они на втором месте после США. То есть у нас чуть больше земли, чем у Голландии. Если у фермеров будут преференции, мы сможем себя обеспечить продовольствием и отправлять на экспорт», – сказал он.

Спрос равно предложение

Положение в мире и рост курса американской валюты вызвал временный ажиотаж на ряд продуктов на прилавках магазинов. В итоге антимонопольный орган принял решение продавать не более 1 килограмма сахара в одни руки. Тем не менее стоимость сахара и подсолнечного масла с начала года выросла на 15% и 9% соответственно. Антимонопольный орган не стал вводить государственное регулирование цен, поскольку, по правилам, вмешательство возможно при росте цен на 20% в течение месяца. Сам же госорган объясняет причины роста цен следующим:

  • резкий рост курсов иностранных валют;
  • импортозавизимость республики практически на 75-80% на отдельные виды социально-значимых товаров;
  • ограничение экспортных поставок товаров со стороны стран-поставщиков, как готовой продукции, так и сырья.

Вместе с тем, по информации Антимонопольного органа, на сегодняшний день для стабилизации ситуации на рынке проводится следующая работа:

– ежедневный мониторинг цен на социально значимые товары;

– аналитическая работа по ценовой ситуации, изучение опыта других стран;

– работа в рамках Евразийской экономической комиссии, усиление взаимодействия с антимонопольными органами других стран;

– организация и проведение рабочих встреч с производителями/поставщиками и крупными торговыми сетями по вопросам сдерживания цен и недопустимости их необоснованного повышения;

– подписано Соглашение с импортерами сахара в стране – компаниями «Каинды Кант» и «Кошой», а также торговыми сетями. Последние обязались реализовывать сахар-песок цене 67 сом/кг или 0,78 долларов США по акции с ограничением 1 килограмм в руки в сутки по дисконтным картам;

– работа с применением «мягкого права» – выдача предостережений.

Как сообщили в ОсОО ТД «Народный» и сети гипермаркетов Globus, у компании всегда есть ограничения на покупку в «одни руки».

«Мы практикуем подобные решения более 3-х лет. Подобные меры необходимы, так как они помогают избежать ажиотажного спроса и перекупов. В настоящее время мы не наблюдаем ажиотажного спроса на сахар, муку и подсолнечное масло», – отмечается в сообщении.

Дефицита продовольствия в стране нет

Как сообщило Министерство сельского хозяйства аналитическому порталу CABAR.asia, в настоящее время дефицита продовольствия на кыргызстанском рынке нет. В рамках принятых постановлений по обеспечению продовольственной безопасности, а также в рамках договоренностей между странами государств-членов Евразийского экономического союза основные продукты питания производятся и нет необходимости волноваться о дефиците социально-значимых товаров.

Правительство, в свою очередь, со своей стороны приняло следующие меры для недопущения повышения цен на продукты питания:

1) До 1 августа 2022 года принята ставка налога на добавленную стоимость в 0% на импортируемое зерно и муку.

2) До 31 августа будут действовать тарифные льготы для импортируемого сахара-песка и тростникового сахара-сырца в объеме 70 тысяч тонн по квоте из третьих стран.

3) Предусмотрено освобождение от НДС при импорте сельскохозяйственных товаров.

4) Предусмотрено обнуление НДС при импорте ряда товаров.

Вместе с тем, по данным Минсельхоза, Кыргызстан экспортирует только 3 базовых продукта из 9 и, соответственно, в условиях кризиса может наложить вето на их экспорт:

  • картофель,
  • овощи и бахчевые,
  • молоко и молочные продукты (в перерасчете на молоко).

Данные виды сельхозпродукции экспортируются в страны Евразийского экономического союза, Узбекистан, Китай и страны Европы.

Цены на продукты растут не только из-за доллара

По словам главы Ассоциации поставщиков и дистрибьютеров Гульнары Ускенбаевой, рост цен на продовольствие складывается из нескольких факторов: роста цены у поставщика, курса доллара и стоимости доставки.

«Цены растут не только из-за роста курса доллара. Это только один из факторов, который влияет на рост цены на продовольствие. Помимо этого фактора, есть и другие моменты, например, основные продукты питания – это биржевые товары, то есть на сырьевых биржах формируется их цена», – объясняет Ускенбаева.

«Мука, бобовые, растительное масло, сахар – это биржевой товар и, если посмотрите, то цены на бирже выросли в 1,5 раза в валюте, – продолжает эксперт. – Как у нас могут упасть цены, если они выросли в валюте? Прошли те времена, когда мы не в полном объеме были интегрированы в мировую экономику. Мировой кризис продовольствия имеет место быть».

В то же время Гульнара Ускенбаева не исключает вероятность спекуляции цен на продовольствие.

«Есть непорядочные люди, которые хотят погреть руки на несчастье других. Но в целом цены действительно выросли значительно во всем мире: в Италии, Америке, Германии и других странах. Почему они не должны расти у нас? Когда наше государство говорит “сдерживать цены”, то, как мы должны это сделать? Наши поставщики – это резиденты другой страны и они торгуют по своим ценам», – отмечает она.

Другого мнения придерживается глава Ассоциации «Кыргыз сүт» Бакыт Турдубаев. Он отмечает явный спекулятивный момент в росте цен на продовольствие.

«Из-за недавнего конфликта между Украиной и Россией цены на продовольствие подскочили и наше население это ощутило. Спекулянты на тот момент хорошо заработали. Здесь явно наблюдался спекулятивный момент. Поставка товаров с крупных заводов России в Кыргызстан занимает от 7 до 15 дней, но после того, как была объявлена война, цены подскочили сразу. Маркетинг так не работает», – считает он.

По мнению Турдубаева, у государства не выработан механизм действий в таких форс-мажорных ситуациях.

ТОП-5 основных проблем продовольственной безопасности Кыргызстана

Продовольственная безопасность и питание обеспечивается наличием и доступностью достаточного количества продовольствия, качеством и безопасностью продуктов питания для всех групп населения.

Еще в 2019 году правительство республики приняло Программу по продовольственной безопасности, где помимо плана основных мероприятий были выделены 5 основных проблем:

№1. Темпы роста сельского хозяйства в Кыргызстане ниже, чем темпы роста всей экономики при сравнительно высоких темпах роста населения.

№2. В стране не достигнута продовольственная независимость по сахару и кондитерским изделиям, растительному маслу, плодам и ягодам, хлебу и хлебопродуктам.

№3. В республике имеют место недостаточное потребление мяса и мясопродуктов, плодов и ягод, яиц, сахара.

№4. Мелкотоварность продукции сельского хозяйства из-за отсуствия крупных сельхозкооперативов. Данный факт снижает продуктивность производства базовых продуктов питания.

№5. Для развития сельскохозяйственного производства необходимо наладить стабильная поставку водных ресурсов.

Поддержка фермеров – залог обеспечения продбезопасности

По словам Гульнары Ускенбаевой, Ассоциация поставщиков не раз поднимала вопрос о поддержке фермеров для обеспечения продовольственной безопасности страны. Поскольку страна импортозависима по многим базовым продуктам питания, именно внутренний производитель может помочь решить этот вопрос.

С ее мнением согласен и Бакыт Турдубаев.

“Кыргызстан на 99% зависит по продовольственной безопасности от внешних поставщиков. Сколько бы мы не производили, пока мы не наладим маркетинговые и логистические моменты, это никак не решит вопрос с продовольственной безопасностью», – считает он.

Однако для развития переработки сельского хозяйства в стране нужны инвестиции.

«При обращении в банк требуется залог, но завод стоит немалых денег. Кыргызско-российский фонд должен финансировать такие прогрессивные направления, но фонд ведет себя как банк и на стартапы выделяются небольшие суммы. С одной стороны, фонд думает о возвратности, но с другой стороны, “волка бояться – в лес не ходить”», – считает эксперт Бакыт Мамытканов.

Для решения проблем с продовольственной безопасностью на сегодняшний день со стороны государства приняты ряд мер, в том числе:

  • Ежегодное утверждается программы льготного кредитования фермеров. Так, на 2022 год предусмотрена сумма почти в 5 миллиардов сомов ($59,8 миллионов). Всего государство для покрытия расходов банков-участников направляет 474 миллиона сомов ($5,6 миллионов). Кредиты будут выдаваться под 6% годовых.
  • Предусмотрено обнуление НДС на импорт продовольственной пшеницы.
  • Для ввоза сахара белого и сахара-сырца предусмотрены тарифные льготы.
  • С 2021 года реализуются 6 лизинговых проектов, которые предусматривают выдачу сельскохозяйственной техники и поливных машин в лизинг. Согласно условиям, банки-участники проектов выдают сельским товаропроизводителям сельскохозяйственную и перерабатывающую технику, а также оборудование для капельного орошения на льготных основаниях сроком на 10 лет с процентной ставкой 4,5%.
  • Еженедельно проводится мониторинг цен на социально-значимые товары. В случае роста цен на 20% в течение месяца правительство вводит государственное регулирование.