Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев накануне на заседании парламента заявил, что появившиеся при Назарбаеве богатые люди должны помогать народу на системной основе. О самых состоятельных казахстанских бизнесменах, в том числе связанных с семьей Назарбаевых, — в материале РБК.
После завершения острой фазы протестов и беспорядков в Казахстане президент страны Касым-Жомарт Токаев выступил 11 января в парламенте с планом реформ, который в том числе предусматривает перераспределение в пользу общества доходов крупного бизнеса.
«Благодаря первому президенту — елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка богатых людей даже по международным меркам. Пришло время отдать должное народу Казахстана. Помогать ему на системной и регулярной основе», — заявил Токаев.
Как ожидает глава государства, «отдавать должное» бизнес сможет путем регулярных отчислений в фонд «Народу Казахстана», который должен будет заниматься решением проблем в социальной сфере. Токаев не уточнил, о каких именно «богатых людях» идет речь.
Все миллиардеры и мультимиллионеры появились в Казахстане при первом президенте Нурсултане Назарбаеве, бессменно находившемся у власти с советских времен до 2019 года и до сих пор сохраняющем за собой титул елбасы — лидера нации. Бизнес-карьера некоторых из богатейших людей страны напрямую связана с именем экс-главы государства.
Зять и дочери
Состояние дочери Назарбаева Динары и ее супруга Тимура Кулибаева Forbes весной 2021 года оценивал в $2,9 млрд на каждого. Это пятое место в списке богатейших бизнесменов страны. Супруги владеют основными бизнес-активами в равных долях. Через инвестиционную группу «Алмэкс» они, в частности, владеют мажоритарной долей в крупнейшем по объему активов банке страны — Народном банке Казахстана (Халык Банке).
Кулибаеву также принадлежат активы, связанные с производством и реализацией автомобильного топлива, скачок цен на которое стал поводом для начала протестов в западных районах страны. Через сингапурский холдинг Steppe Capital он владеет британской Nostrum Oil & Gas, контролирующей нефтедобытчика и производителя сжиженного углеводородного газа (СУГ) «Жаикмунай».
Летом 2021 года на фоне дефицита СУГ на внутреннем казахстанском рынке власти страны обязали производителей топлива отказаться от экспорта, однако для некоторых компаний сделали исключение, в том числе для «Жаикмунай». В 2020 году Joint Technologies Кулибаева приватизировала крупную автозаправочную сеть (более 300 АЗС), до этого принадлежавшую государственному «Казмунайгазу», до этого бизнесмен уже владел сетью автозаправок GasEnergy.
В 2020 году Financial Times писала, что Кулибаев получил по меньшей мере десятки миллионов долларов на схемах, связанных со строительством газопровода из Центральной Азии в Китай. Евразийский трубопроводный консорциум Александра Карманова, поставлявший трубы для газопровода, якобы передавал Кулибаеву 70% прибыли от перепродажи стали для этих труб российским предприятиям. Представители Кулибаева указывали, что в материале есть сведения дезинформационного характера, а прокуратура Казахстана в мае 2021 года завершила проверку сведений, указанных в статье, и «нарушений не выявила».
Ранее The Sunday Telegraph сообщал, что младшая дочь Назарбаева Алия вывела из Казахстана $300 млн и купила дом в Лондоне.