Казахстанский политолог и директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев высказался о том, что привело к последним событиям в Казахстане, и что нужно делать, чтобы выйти из кризиса.
1. Внутриэлитные конфликты могут дестабилизировать страну больше, чем любая мирная демократическая оппозиция, которую власть долгие годы видела чуть ли не главной угрозой для безопасности. Как выяснилось – не там искали врага и не с теми боролись. Особенно если выяснится, что результатом этих внутриэлитных разборок действительно было целенаправленное использование подконтрольных криминальных групп и радикальных экстремистов. И если данную кризисную ситуацию не воспримут как последний звонок и будут использовать только для передела власти без тотальной чистки самой старой элиты и замены ее новыми людьми, в том числе через честные и конкурентные выборы, то другого шанса может и не быть.
2. В стране появилось большое количество молодых людей с низким социально-экономическим статусом, низким уровнем образования и культуры, что сопровождалось появлением большого количества идейных вакуумов, некоторые из которых еще до сих пор не заполнены. А если и заполнены, то разного рода суррогатами, в том числе криминальной субкультурой или экстремистскими идеями.
Кстати, события 2013 года в Алматы у ТРЦ “Прайм Плаза”, где неожиданно вспыхнули беспорядки с участием молодежи из пригорода, уже были тревожным сигналом того, что в стране существуют несколько непересекающихся параллельных миров. Один сытый и довольной. Другой голодный и злой, готовый выплеснуть свою социальную агрессию при благоприятном случае. И вторых намного больше. Именно об этом мы предупреждали власть в своей книге “Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодёжи”, которую издали еще в 2014 году.
И если внутри страны есть “спящие ячейки” или криминальные группы, то значит они в том числе являются порождением существующей неэффективной социально-экономической и политической системы и пока в стране не появится значительный слой среднего класса, нас и дальше будет ждать новый бунт “бессмысленный и беспощадный” со стороны тех, кому нужны не изменения в стране, а только хаос.
3. Последние события показали, что только реальные, а не мифические социально-экономические и политические реформы могут нейтрализовать все другие потенциальные зоны социального напряжения в стране, которые долгое время копились и игнорировались властью. Хотя всегда существует соблазн, пользуясь кризисной ситуацией, начать закручивать гайки.
5. Как выяснилось, за 30 лет в Казахстане силовые структуры долгое время были лишь инструментами внутриэлитных разборок, а не созданы для обеспечения национальной безопасности страны, которая вдруг стала напоминать “черепаху без панциря”.
И страшно представить, что будет со страной в результате внешней агрессии более серьёзного противника. Поэтому главным результатом реформ силовых структур является изменение их места и функций в системе национальной безопасности страны, где они должны защищать не власть и отдельных ее представителей от народа, а личность, общество и государство, как это и должно быть в классической системе обеспечения национальной безопасности любого государства.
6. Применение ОДКБ во внутренних делах Казахстана говорит о том, что традиционная казахстанская многовекторность ушла в историю и теперь свою внутреннюю и внешнюю политику наша власть будет делать с оглядкой на В.Путина. А это уже ставит под вопрос сохранение нашей суверенности. Кстати, во время вчерашней онлайн встречи глав государств – членов ОДКБ, даже А.Лукашенко стал читать свои нравоучения о том, как правильно управлять страной, также заявив по ходу о том, что теперь все члены ОДКБ должны координировать свои действия на международной сцене.