Заявления некоторых депутатов ЖК КР при обсуждении вопроса отправки кыргызских военнослужащих являются фейками, заявляет эксперт по госустройству, политолог Шерадил Бактыгулов.
«Понятно, что депутаты не отвечают за свои слова. Однако непонятно, зачем фейками будоражить население страны? Более того, зачем демонстрировать свой непрофессионализм коллегам из других стран?» – вопрошает эксперт.
«Остановимся на двух фактах. Первое – было заявлено, что ст.4 Устава ОДКБ говорит о защите от внешней агрессии. Так ли это? Вот полный текст ст.4 Устава Организации Договора о коллективной безопасности: «В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права». Как видим, слов про «внешнюю агрессию» или «внешнего агрессора» нет. Более того, в тексте Устава ОДКБ вообще отсутствуют такие слова», – отмечает Шерадил Бактыгулов.
Второй факт, который отметил политолог: после заявления в ЖК КР о «внешней агрессии» следует тезис о невозможности отправки военных потому, что «внутренняя агрессия» не прописана в Уставе ОДКБ. Ответ есть в статье 8 Устава: «Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средства и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов». То есть, второй довод также несостоятелен, говорит Бактыгулов.
«Пока оставим в сторону вопрос о том, зачем понадобилось кому-то выдумывать и распространять откровенные фейки про ОДКБ и «внешнюю и внутреннюю агрессию» и убеждать в этом других. Проблема этого фейка заключается в том, что сеется хаос в умах простых кыргызстанцев. Игра идет на эмоциях и чувствах граждан страны. Поэтому депутатам Жогорку Кенеша КР надо помнить об этом, чтобы не остаться в памяти избирателей новыми «чимкириками», – советует эксперт по государственному устройству.
Он напомнил, что после апрельских событий 2010 года в Бишкеке и ошских событий 2010 года, осенью того же года ОДКБ внес поправки в свои нормотворческие акты о том, что подразделения Коллективных миротворческих сил ОДКБ могут быть направлены в страну по просьбе лиц, фактически контролирующих ситуацию в стране (в нашем случае – Временное правительство) для содействия установлению законности и порядка. До этой поправки, ОДКБ был лишен правовых оснований для ввода миротворцев в подобных случаях. Благодаря Кыргызстану такие правовые основания получили свое дальнейшее развитие, пояснил эксперт.