Гражданское общество обратилось к президенту Садыру Жапарову, главе кабмина Акылбеку Жапарову, а также к ЖК КР, главам Минобразования и Минфина.
Они считают, что представленные проекты законов и подзаконных актов об образовании создают непреодолимые барьеры для развития сектора образования и реализации реформ, заявленных руководством страны, и потому должны быть отозваны.
По их мнению, следует разработать концептуально новые документы, соответствующие задачам, поставленным посланием Президента и Национальной Программы до 2026 года, с широким вовлечением гражданского общества, представителей сектора образования и независимых экспертов.
Ниже приводим текст обращения:
Президенту Кыргызской Республики, Председателю Кабинета Министров Кыргызской Республики,
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики,
Министру образования и науки Кыргызской Республики,
Министру финансов Кыргызской Республики
20 декабря 2021 года Министерство образования и науки Кыргызской Республики (далее – МОиН) провело круглый стол в Отеле Плаза, где представило проекты законов об образовании и науке. Информацию о проведении круглого стола МОиН не публиковал. Участники были приглашены выборочно. Многие заинтересованные стороны узнали об обсуждении пост-фактум, а в зале было много сотрудников самого министерства. Образовательные учреждения, представители ассоциаций образовательных учреждений, эксперты и другие представители сектора образования не были приглашены.
Чуть ранее, 17 декабря (четверг) 2021 года, МОиН выслал в адрес некоторых руководителей организаций (список неизвестен) письмо, в котором уведомило о разработке специалистами МОиН трех подзаконных актов –проектов постановлений Кабинета Министров: об образовательной деятельности, о научной деятельности и о финансировании образовательной и научной деятельности. В письме МОиН запросил предоставить комментарии на проекты трех постановлений к 23 декабря (среда) 2021 года, что заранее невыполнимо, так как объем представленных документов составляет более 350 страниц.
Таким образом, при обсуждении важнейших документов для сектора образования МОиН действует кулуарно и в спешке, пытается провести документы без надлежащего обсуждения и без учета мнения всех заинтересованных сторон сектора образования. И это при том, что в этом секторе задействованы сотни тысяч человек, а расходы на образование составляют почти четверть государственного бюджета (около 40 миллиардов сомов в 2020 году). Такие действия вызывают огромное недоверие к деятельности МОиН.
Следует отметить, что представленные проекты законов и подзаконных актов никак не соответствуют ни потребностям общества, ни политическим заявлениям руководителей страны и требуют кардинального пересмотра. Проекты законов и постановлений не могут быть приняты в том виде, в котором их представил МОиН.
5 мая 2021 года о реформах в сфере образования заявил Садыр Жапаров в Послании народу Кыргызстана (далее – Послание Президента). 12 октября Указом Президента
Кыргызской Республики была утверждена Национальная Программа развития Кыргызской Республики до 2026 года (далее – Национальная Программа).
Послание Президента и Национальная Программа заявляют о проведении системных реформ в образовании, о том, что система образования должна отвечать потребностям экономики и нового времени, что необходимо развивать рынок дошкольных услуг, пересмотреть содержание и методы обучения, изменить государственное финансирования образования, внедрить ваучерную систему и решить ряд других безотлагательных вопросов.
В государственных документах также сказано о запуске системообразующих проектов; переходе к бюджетированию, ориентированному на результат; использовании нефинансовых индикаторов результативности при принятии решений о финансировании; необходимости увеличения охвата дошкольным образованием в два раза; пересмотре системы лицензирования услуг дошкольного образования, введении сертификации персонала; пересмотре системы повышения квалификации учителей; запуске регулярного тестирования показателей достижений учащихся; повсеместном внедрении принципа «бюджетные деньги идут за учащимся»; внедрении финансовой и административной автономии школ; изменении принципов финансирования ВУЗов и усилении их автономности и о ряде других прогрессивных системных изменений.
Ни проекты законов, ни проекты постановлений, разработанные МОиН, не создают правовую среду для реализации вышеназванных реформ. Более того, представленные проекты содержат серьезные барьеры для развития и повышения качества образования в стране и развития науки и прямо противоречат Посланию Президента и Национальной Программе.
Развитие сектора образования может происходить только при развитии самих образовательных организаций и для этого они должны иметь свободу на принятие решений. Однако МОиН считает, что должен жестко регулировать и контролировать вопросы учебного и научно-методического руководства образовательными организациями всех форм собственности, издание учебной и учебно-методической литературы, установление сроков обучения, повышение квалификации и ряд других вопросов, которые могут и должны решаться на уровне образовательной организации. Все эти задачи МОиН присваивает себе.
МОиН обязывает образовательные организации вести свою деятельность в рамках положений, утвержденных МОиН и не разрешает регистрироваться без согласия МОиН, забирая себе часть полномочий Министерства юстиции. МОиН разработал десятки положений о различных видах образовательных учреждений, которым должны подчиняться не только государственные и муниципальные, но и частные организации.
Также разработаны и предписаны к исполнению ряд положений о создании и деятельности внутренних отделов, комиссий и процедур внутри образовательных учреждений. Эти указания обязательны для всех образовательных учреждений, независимо от формы собственности.
Высокая степень регулирования является источником коррупции при выдаче лицензии, лицензионных проверках, прохождении аккредитации. Регуляторное и коррупционное давление создает непреодолимые барьеры для развития сектора образования.
В стране огромная проблема с охватом детей дошкольным образованием. Всего лишь 25% детей охвачено дошкольными организациями. Низкий охват дошкольными услугами негативно сказывается на способности детей к обучению в школе. Государство десятилетиями не может решить этот вопрос. В Послании Президента и Национальной Программе заявлено о необходимости расширения дошкольных услуг и увеличении охвата детей в два раза, а также о пересмотре лицензирования и введении сертификации. Однако МОиН, наоборот, ужесточает требования к лицензированию дошкольных организаций, ставя такие высокие требования к помещениям, которые для многих граждан являются непреодолимыми. Следует заметить, что в соседнем Казахстане, где так же была низкая доступность дошкольных учреждений, в 2011 году отменили лицензирование дошкольных организаций и за несколько лет добились почти 100% охвата детей.
В политических заявлениях неоднократно говорится об изменении системы финансирования. Однако проекты законов и подзаконных актов, разработанные МОиН, не содержат ни слова о ваучере и о принципе «бюджетные деньги идут за учащимся». Не предлагается никаких механизмов о переходе к бюджетированию, ориентированному на результат. Обозначенная в Национальной Программе задача о необходимости использования нефинансовых индикаторов результативности при принятии решений о финансировании не нашла отражения ни в одном из представленных МОиН проектов. Согласно представленным документам МОиН сохраняет прежний бюджетный подход, при котором МОиН практически единолично распоряжается четвертой частью бюджета страны.
Представленные проекты законов и подзаконных актов создают непреодолимые барьеры для развития сектора образования и для реализации реформ, заявленных руководством страны. Считаем, что проекты законов и подзаконных актов должны быть отозваны. Следует разработать концептуально новые документы, соответствующие задачам, поставленным Посланием Президента и Национальной Программы до 2026 года, с широким вовлечением гражданского общества, представителей сектора образования и независимых экспертов.