Как изменилась ситуация на дорогах Бишкека после внедрения «Безопасного города»?

В феврале 2019 года Министерство цифрового развития Кыргызстана запустило проект «Безопасный город». Его цель – улучшить ситуацию на дорогах, то есть снизить количество ДТП, смертность на дорогах и обеспечить безопасность граждан. О том, справился ли «Безопасный город» со своей задачей, и что изменилось за два года, – в материале Cabar.asia.

Что такое «Безопасный город»?

Это один из компонентов проекта «Умного города», который позволит гражданам получать государственные услуги в электронном формате, а также повысит безопасность и комфорт кыргызстанцев.

«Безопасный город» отвечает за безопасность на дорогах. Установленные на перекрестках камеры фиксируют нарушения правил дорожного движения и ДТП.

На каком этапе находится проект?

Проект разделили на два этапа – планировалось сначала охватить территорию города Бишкек и Чуйской области, а затем всю территорию Кыргызстана.

Первый этап завершился в августе 2020 года. В рамках него установлены 110 аппаратно-программных комплексов (АПК): в Бишкеке — 42, на автотрассах Чуйской области — 48 и 20 передвижных.

Сейчас идет реализация второго этапа, который завершится в марте 2022 года.  

Кто финансирует проект и куда уходят штрафы?

Победителями открытых конкурсов на право реализации двух этапов компонента «Безопасный город» стали компании АО «Концерн радиостроения «Вега» (РФ) и Shenzhen Sunwin Intelligent Co. Ltd. (Китай). Они и выступают в качестве инвесторов проекта и исполнителями услуг. Из бюджета страны не выделяются никакие средства, сообщило Министерство цифрового развития в ответе на запрос CABAR.asia.

Что касается штрафов, то, по данным Министерства, с  2019  по октябрь 2021 года кыргызстанцы оплатили штрафы на общую сумму 21 млн долларов США. Это 66% от всех выписанных квитанций.

50% всех оплаченных штрафов распределяются следующим образом:

  • 5% — Госкомитету нацбезопасности за содержание и обслуживание резервного центра обработки данных;
  • порядка 25% — мэрии, органам местного самоуправления для создания дорожной инфраструктуры, установки разметок, знаков и прочего;
  • 5% — Министерству транспорта и дорог для создания условий дорожной инфраструктуры;
  • порядка 15% — Главному управлению обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) на создание условий для патрульных машин, функционирование Центра мониторинга, оплату работы его операторов.

Также с каждого нарушения около 2,5 долларов получает компания «Вега», более 30 тысяч долларов в год уходит на техническое сопровождение системы  «Безопасный город».

Оставшиеся средства уходят в госбюджет и распределяется на другие потребности государства – медицина, образование и т.д. Например, по словам замминистра цифрового развития Асель Кененбаевой, в период пандемии часть средств направили на закупку машин скорой помощи.

При каких нарушениях и как нужно платить штрафы?

По словам замминистра Асель Кененбаевой, граждане могут узнать есть ли у них штрафы через приложениях банков, сотовых операторов и портал электронных услуг. Если есть, то их можно оплатить через электронные кошельки. При неуплате штрафа в течение 15 дней начисляется пени за неуплату. 

Камеры фиксируют семь видов нарушений ПДД (указаны штрафы для физлиц):

  • проезд на запрещенный сигнал светофора – 35 долларов;
  • выезд на встречную полосу движения – 35 долларов;
  • движение по обочине, тротуару, газонам и пешеходным дорожкам – 12 долларов;
  • пересечение стоп линии на красный свет – 12 долларов;
  • несоблюдение водителем требований пешеходных переходов – 12 долларов;
  • несоблюдение водителем требований остановки и стоянки – 12 долларов;
  • превышение установленной скорости на более чем 20 км/ч — 12 долларов, а на более чем 40 км/ч — 88 долларов.

В случае уплаты штрафа в течение 30 дней со дня получения письма, предусмотрена скидка в размере 70% на следующие нарушения:

  • нарушение правил пользования мотошлемами или ремнями безопасности,
  • превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину не более 20 км/час и частью 1 статьи 123/1.

Как обстоят дела на дорогах Бишкека и республики?

Несмотря на камеры, ситуация на дорогах Бишкека и Кыргызстана остается плачевной. Хотя количество ДТП снижается, их число превышает тысячу в год. Так, например, за последние 5 лет пик аварий пришелся на 2019 год.  

image 50 Как изменилась ситуация на дорогах Бишкека после внедрения «Безопасного города»?

«По статистике УОБДД  Бишкека, на тех перекрестках, где установлены камеры проекта, нарушения снизились на 50%. Что касается остальных участков по городу, где нет камер, – ситуация прежняя: можно нарушать, никто не видит и не будет наказывать. То есть большинство участников дорожного движения, в особенности, водители, до сих пор подходят к вопросу о безопасности на дорогах неосознанно, нет культуры» – говорит директор общественного объединения «Дорожная безопасность» Чинара Касмамбетова. 

Если посмотреть на ситуацию по всей стране, то около 40% ДТП происходит на дорогах республиканского значения. 

Около 40% ДТП в Кыргызстане происходят на республиканских дорогах

image 51 Как изменилась ситуация на дорогах Бишкека после внедрения «Безопасного города»?

Снизится ли количество ДТП, если везде поставить камеры?

Не все так просто, одними камерами проблему ДТП не решить. По словам Чинары Касмамбетовой, этот вопрос требует параллельного решения других проблем – инфраструктура и безопасный дизайн дорог, безопасность автомашин, ответственность самих водителей.

«В автошколах люди должны лучше учить правила дорожного движения. Камеры также должны помогать не только при ДТП, но и при каких-то хулиганских действиях некоторых граждан. Например, несколько месяцев назад, когда украли одну девушку, а затем убили, милиционеры даже при наличии видеоматериалов не успели пресечь преступление», – говорит автовладелец Азирет из Бишкека.  

Другой водитель Каныбек добавил, что только простые граждане платят штрафы, а политики и их дети остаются без наказанными. 

Например, в мае 2021 года Азамат Омуркулов, сын экс-мэра Бишкека Исы Омуркулова,  наехал на велосипедиста на пешеходном переходе. Пострадавшая отказалась писать заявление, поэтому досудебное дело было прекращено.

В 2020 году сын судьи Бишкекского административного суда Айдарбека Алымкулова  Уланбек Бекишев сбил девушку. Виновник ДТП до сих пор не понес наказания.

«Безопасный город» фиксирует только нарушений ПДД?

Нет, камеры «Безопасного города» также помогают в раскрытии преступлений. По данным пресс-службы ГУОБДД, с начала проекта поступило 1992 запросов от подразделений ОВД по досудебному делопроизводству. По 75% из них было оказано содействие и в дальнейшем дела были раскрыты. 

Например, 11 апреля 2019 года в г. Кант был похищен 12-летний ребенок. С помощью камер «Безопасного города» преступников задержали по горячим следам.