В Кыргызстане может подорожать бутилированная вода.
Так, в республике планируют ввести маркировку на бутилированную воду. Так, 29 октября в ЕЭК было принято решение о поэтапном внедрении маркировки на бутилированную воду в странах-участницах. Страны сами должны определить сроки внедрений и уведомить об этом другие стороны.
Сегодня представители компаний-производителей, Международного делового совета и профильных ведомств обсудили, насколько Кыргызстан готов к выполнению таких требований.
Эксперты перечислили следующие преимущества введения маркировки:
- сохранение рынка ЕАЭС;
- гарантия легальности и безопасности продукта;
- сокращение теневого оборота и контроль уплаты налога;
- возможность прослеживаемости, учета и аналитики;
- снижение административной и регуляторной нагрузки.
Отмечается, что при этом, процесс маркировки очень затратный.
Предварительно, на это может потребоваться от $70 тыс. до $200 тыс.
В МДС отмечают, что для отечественных производителей это существенные затраты.
Представители бизнеса говорят, что есть проблемы и инфраструктурного характера. Так, для бесперебойного учета и отслеживания продукции нужен стабильный высокоскоростной Интернет на всей территории страны. Маркировочный процесс потребует дополнительных процедур, возможно приостановление производства на время внедрения маркировки. Все затраты будут заложены в стоимость товаров и в конечном счете лягут на конечных потребителей.
“Государства-члены сами определяют дату введения маркировки. Мы к госорганам обращаемся, чтобы эту дату максимально оттянуть, отложить, чтобы дать время производителям подготовиться и наладить процесс, а может даже перевести на добровольную маркировку. Если компания планирует экспорт, то маркируйте, если нет, то необязательно”, – сказал глава МДС Аскар Сыдыков.
Замглавы кабмина Азиз Аалиев отметил, что в части маркировок товаров Кыргызстан заметно отстает от других стран в ЕАЭС.
“Мы рано или поздно все равно столкнемся с необходимостью того, что практически все предметы, экспортируемые в ЕАЭС, должны быть в рамках интеграционных законов ЕАЭС. Я думаю, что для производителей, которые ориентированы на экспорт продукции, чем раньше мы сможем поставить эти необходимые средства, такие как маркировка, электронные счета-фактуры, тем быстрее сможем обеспечить конкурентоспособность на рынке ЕАЭС”, – отметил он и добавил, что бутилированная вода является перспективным направлением для развития экспорта.
“Мы все говорим, что мы богаты водой. На самом деле мы богаты не только реками, но и водой из ледников. При соответствующей технологии мы могли бы поставлять самую чистую и высоко ценимую воду в мире. Финляндия, например, с успехом поставляет на мировой рынок такую воду”, – сказал Аалиев.
Он также напомнил, что страна имеет привилегированный статус ВСП+, но из-за несовершенства производства страна не осваивает европейский рынок.
“Маркировка повлияет на добавленную стоимость. Но зато будет поставка на более элитные рынки”, – заключил Аалиев.