За годы суверенитета приток ежегодно привлекаемых в Казахстан прямых иностранных инвестиций вырос более чем в 13 раз. Добиться этого удалось благодаря пошаговому созданию законодательного поля и внедрению современных, порой уникальных, инструментов поддержки инвесторов.
Показатель по итогам 2020 года – $17 млрд, а вот в 1993 году он измерялся $1,3 млрд. Первое полугодие нынешнего года вновь дало рост – на 30,4% – до уровня в $11,1 млрд.
Всего же с момента обретения независимости в Казахстан пришло свыше $330 млрд прямых иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Половина вливаний приходится на страны Европейского союза, еще 15 % – на Соединенные Штаты Америки, около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР.
И это лучшие показатели в Центральной Азии. Например, по данным UNCTAD, в 2018 году практически 60% инвестиций в страны региона приходились на долю Казахстана. На конец октября 2019 года в стране действуют уже 16,8 тыс. компаний с иностранным капиталом (и здесь тоже рост – на 18,1%), а Казахстан входит в топ-55 в рейтинге глобальной конкурентоспособности.
Естественно, начиналось все при других обстоятельствах. В начале 90-х, в тяжелейшие времена экономической нестабильности и потери связей, именно иностранные инвестиции стали основным средством выживания для предприятий Казахстана.
Вполне очевидно, почему инвесторам было выгодно выбрать именно Казахстан. Страна обладает уникальными природными ресурсами, к тому же расположена между двумя крупнейшими мировыми рынками, что дает экспортный потенциал и доступ к крупным азиатским и европейским рынкам. Но в непростые 90-е на одной чаше весов стоял этот потенциал, а на другой – риски неизведанного. Запад не имел представления о надежности Казахстана как экономического партнера. К тому же в Казахстане просто не было никакого правового поля и опыта, не было гарантий, кроме слов главы государства.
Именно первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил отправную точку для создания инвестиционного климата в стране – в 1993 году буквально уговорил тогдашнего президента корпорации Chevron Кеннета Дерра заключить Соглашение по уникальному Тенгизскому месторождению.
– Я сидел напротив президента компании господина Дерра и спорил насчет налогов, сколько Казахстану, сколько ему, какая территория. И он мне говорит: “Господин президент, у вас законов нет, у вас специалистов нет, у вас технологий нет. На что нам надеяться? В чем вы нас убеждаете?”, – много позже рассказывал Нурсултан Назарбаев о ключевых событиях на заре независимости.
И тем не менее приход в Казахстан корпорации Chevron стал своеобразным сигналом для других иностранных компаний, в первую очередь в нефтегазовую отрасль республики: «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритш петролеум», «Лукойл», Китайская национальная нефтяная корпорация.
Ключевую роль в привлечении инвесторов тогда играл механизм соглашений о разделе продукции (СРП). Конечно, со временем, когда Казахстан уже завоевал инвестрепутацию, было решено не применять на новых проектах режим СРП. И то, что инвесторы не прекратили вливаний в экономику Казахстана, лишь доказывает – страна привлекательна для иностранных компаний именно как равноправный партнер.
Вторым этапом в процессе инвестирования национальной экономики Казахстана можно считать период с 1998 по 2007 год. В это время четко прослеживаются планомерные усилия правительства страны по созданию правового поля и укрепления привлекательного инвестиционного климата.
В первую очередь для выравнивания внутренних диспропорций инвестиционную политику повернули на привлечение иностранных финансов в менее привлекательные отрасли. К приоритетным сферам отнесли сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, производственную инфраструктуру, объекты социальной сферы, культуры и туризма, объекты молодой столицы.
Параллельно продолжалось совершенствование нормативно-правовых актов. Прозрачность сферы стали обеспечивать Законы «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «О рынке ценных бумаг», «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом», «Об инвестиционных фондах в РК» и ряд других принятых нормативных актов.
Стабильность, предсказуемость и последовательность – все это увидел мир в том числе и благодаря созданному в 1998 году Совету иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан. Действующий по сей день институт обеспечивает прямой диалог между руководством страны и зарубежными компаниям для эффективного решения проблемных вопросов.
К слову, настоящий рывок в привлечении иностранного капитала в экономику Казахстана произошел как раз с 2001 года, когда объем ежегодного валового притока прямых иностранных инвестиций стал резко расти и достиг пика в $29 млрд в 2012 году.
Подтверждением того, что страна идет в верном направлении, стало и международное признание. Казахстан в числе первых в СНГ признан Европейском союзом и США страной с рыночной экономикой. Также первым из государств бывшего СССР в 2002 году получил страновой рейтинг инвестиционного уровня по обязательствам в иностранной валюте (Moody’sInvestorServices) и в 2003 году – по обязательствам в национальной валюте (Standard&Poor’s).
Продолжалось формирование адекватного законодательства, которое улучшало финансовый климат в стране с учетом международного опыта. В 2003 году был принят новый закон «Об инвестициях». Принципиальные изменения коснулись обеспечения равенства прав отечественных и иностранных инвесторов, улучшения механизмов разрешения споров. Способствовала этому и «Программа привлечения прямых инвестиций на период 2003-2005 годы».
Активно стал использовать и такой правовой инструмент, как межгосударственные договоренности. С тех пор Казахстан подписал 47 двусторонних и 1 многостороннее соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, которые гарантируют права инвесторов.
Мировой экономический кризис 2008 года дал отсчет третьему этапу развития иностранного инвестирования в Казахстане – необходимо было убедить в том числе и иностранные компании, чтобы они поддержали диверсификацию экономики. И успешная реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана стала таким аргументом для зарубежного капитала.
О том, насколько изменились принципы иностранного инвестирования, говорят данные по профилю вливаний. Например, в структуре прямых иностранных инвестиций доля инвестиций в добычу нефти, металлических руд и металлургическую промышленность в 1999 году составила 77,7%, в 2000 году – 75 %, в 2020-м – уже 48%. При этом сегодня самый большой рост дают совсем другие сектора. Например, в первом полугодии 2021 года наибольший прирост зарубежных инвестиций отмечается в обрабатывающей промышленности – на 57,2 %, торговле – на 45,8 %, горнодобывающей промышленности – на 27,1 %, транспорте – на 20,4 %.
Нынешний этап в формировании привлекательного инвестиционного климата начался в 2017 году – ставка сделана уже на систематические и комплексные усилия по наращиванию притока иностранных инвестиций в страну. Например, Казахстан присоединился к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям, а также получил статус ассоциированного члена инвестиционного комитета ОЭСР.
В этом же году правительство принимает Национальную инвестиционную стратегию на 2018-2022 годы, разработанную в сотрудничестве со Всемирным банком. Этот документ можно назвать манифестом-обращением к инвесторам, который в деталях обрисовывает четкие намерения Казахстана усилить свои позиции в сотрудничестве с зарубежными компаниями.
Основной акцент в Стратегии сделан на привлечение прямых иностранных инвестиций именно в несырьевые сектора, ориентированные прежде всего на экспорт. Вся экономика условно поделена на две группы. Первая, это – отрасли с действующим потенциалом: пищевая промышленность, металлургия, химия и нефтехимия, а также машиностроение. Вторая группа, это – перспективные отрасли: информационно-коммуникационные технологии, финансы и туризм. Первая рассчитана на краткосрочную или среднесрочную перспективу, вторая состоит из отраслей, в которых инвесторы могут быть заинтересованы в долгосрочной перспективе.
Помимо улучшения инвестиционного климата Казахстана внедряются новые операционные меры для повышения прозрачности и предсказуемости инвестиционной политики. Например, решено активнее привлекать к разработке нормативно-правовых актов частный сектор, обеспечить доступ инвесторов к НПА в сфере инвестиций путем публикации их на английском языке.
Нельзя не упомянуть и о создании Координационного совета по вопросам привлечения инвестиций и института инвестиционного омбудсмена, открытии фронт-офисов по привлечению инвесторов в посольствах Казахстана.
Новым операционным инструментом стала Национальная компания «Кazakh Invest». Это по сути единый переговорщик от имени правительства, который оказывает полный спектр услуг инвесторам по принципу «одного окна» — начиная с поиска идеи и вплоть до постинвестиционного периода.
Также в рамках Стратегии внедрена информационно-мониторинговая система инвестиционных проектов – в ней фиксируются все договоренности, «дорожные карты», задачи всех участников процесса. Кроме того, в эту же систему интегрирована Карта инвестиционных проектов, в свою очередь разделенная на две группы – перспективные проекты для предложения инвесторам и реализуемые проекты. Это необходимо для учета региональных особенностей.
Такая структура позволяет иностранным компаниям легко ориентироваться в экономике страны, видеть надежность инвестиционной политики и перспективы сотрудничества. По сути в Казахстане выстроена «мягкая инфраструктура» для инвесторов: «Кazakh Invest» отвечает и за разъяснение казахстанского законодательства, процедур и алгоритмов принятия решений. В результате сейчас для открытия бизнеса в стране требуется всего 1 день, а для регистрации недвижимости – всего 3 дня.
Конкуренция за инвестиции при современном уровне глобализации очень высока, и побеждают в ней страны, где гарантированы сохранность капиталов, верховенство закона, создана комфортная бизнес-среда. Исходя из этого Казахстан и реализует последовательные реформы для работы с инвесторами.