Чемпионка UFC Валентина Шевченко в интервью “Sputnik Кыргызстан” рассказала о съемках в фильме с Холли Бэрри, о том как готовится к боям, о планах на будущее и своей формуле счастья.
— В Кыргызстан вы приезжаете нечасто, а в этот раз остались на 3-4 недели, верно?
— Да, в планах остаться на несколько недель. В прошлый раз, в 2019 году, у нас была всего неделя, не успели ничего посмотреть. Сейчас есть время просто походить, почувствовать атмосферу, воздух. Это для меня много значит, потому что я заряжаюсь энергией. А еще это конец года, я чувствую, как наполняюсь энергией, чтобы 2022-й могла начать полной сил. Тепло, которое получаю от нашего народа, от каждого человека, с которым встречаюсь, невозможно описать словами. Это очень приятно, это большая мотивация, чтобы продолжать выступать, чтобы наш флаг высоко взвивался. Это много значит для меня.
— На конференции вы сказали, что можете проголосовать на выборах. То есть вы по-прежнему гражданка Кыргызстана?
— Да, я гражданка Кыргызстана.
— Какие у вас здесь планы?
— Хочу побыть дома, с семьей, с мамой, которую давно не видела. Для меня это самое главное — тренироваться с ее учениками, делиться опытом, техникой, знаниями, чтобы наши спортсмены добивались успехов. Я хотела приехать на Иссык-Куль, чтобы почувствовать спокойствие, чтобы могла погулять, насладиться воздухом, послушать шум прибоя. Сегодня у нас солнечная погода, даже не верится, что это последний месяц года, что уже зима. Это сказка, что мне так повезло с погодой.
— Обладательница “Оскара” Холли Бэрри относится к вам с большим уважением. Фильм “Удары” снят на высоком уровне. Что вы ощущали, когда актриса пригласила вас играть практически саму себя?
— Она со мной связалась через моего менеджера. Тогда мы в течение месяца путешествовали по Австралии с тренером Павлом. Она рассказала, о чем будет фильм, о чем хочет рассказать. С того момента мы начали общаться напрямую, обговаривали время встречи. Съемки — это ведь не такой процесс, что мы снимали боевую сцену в течение недели. Мы готовились к этому два месяца на Манхэттене. Каждый день тренировались с семи утра до часу дня, еще пять часов ежедневно работали над боевыми сценами. Холли не хотела делать сцены, которым не веришь на экране, когда бойцы смотрят и думают: “Я такую технику никогда не использую”. Она хотела показать наиболее близкое к тому, что происходит в октагоне. Это была командная работа, каждый привносил что-то свое. Холли не новичок в боевых единоборствах, к этому фильму готовилась на протяжении трех лет, начала заниматься тайским боксом, грэпплингом. Она прекрасно осознавала, что это роль не одного дня, к ней нужно очень серьезно готовиться. Хотела понять технику боя, трансформировать тело в тело бойца, что она сделала очень успешно.
— Небольшое уточнение. Просто интересно, как проходит съемочный процесс. В начале фильма, когда спрятавшийся подросток снимает ее на телефон, у нее тело не бойца, она немного располнела. Это монтаж или актриса специально сняла себя до и после?
— Мы готовились к съемкам два месяца, и пока это свежее, в памяти, начали с финальной сцены. Вполне возможно, что после этого Холли немножко расслабилась и сделала так, чтобы ее тело было видно до и после (смеется).
— Когда она позвонила вам, вы осознавали, что вы та Валентина Шевченко, которая крушит всех в UFC, и поэтому не удивились предложению Холли Бэрри или ее звонок вас удивил?
— Удивления не было, но было очень приятно. С Холли приятно разговаривать. Это человек с безграничной душой. Она добрая, внимательная, не упустит ни одной детали, никогда не сделает так, чтобы человек в ее присутствии чувствовал себя неудобно. Она очень хороший человек. Мне было с ней комфортно работать. Она позитивная, я тоже. Мы хорошо друг друга поняли, подружились. Я счастлива называть ее своей подругой. Друзья — это не когда вы каждый день переписываетесь. Вы знаете, что у вас есть друг, и вам хорошо оттого, что он есть, — это главное. MMA для меня — жизнь, и мне очень приятно, что она истинный фанат единоборств.
— А про Кыргызстан вы ей рассказывали, откуда вы родом?
— Она все знает. Я ей не должна ничего рассказывать. Она очень интересуется, все знает.
— Не хотели бы пригласить ее на Иссык-Куль как подругу?
— Думаю, ей бы понравилось, потому что она любит природу. Кыргызстан — страна с уникальной природой. Думаю, она была бы без ума от нашего озера.
— То есть такая идея есть?
— Почему нет?
— Вы собираетесь продолжать карьеру в кино? Судя по тому, что ваш тренер в 90-х снимал “Лунную дорожку”, фильм про тхэквондо, ему импонирует идея смешивать кино и MMA. Есть идея зайти в Голливуд более основательно?
— Я окончила Институт искусств имени Бубусары Бейшеналиевой, моя профессия — кинорежиссер, такие планы были и раньше. Если мы говорим о профессиональном бойце, должны быть приоритеты. Сейчас для меня спортивная карьера — номер один. Тяжело готовиться к боям, выдерживать эмоциональную нагрузку перед ними и, конечно, сам поединок. Это требует много энергии. Но когда между боями есть перерыв, почему бы и нет? Мне бы хотелось сняться еще.
— Каких еще высот вы хотите добиться в UFC? Мы пока не видим равных вам в вашей весовой категории. Не хотите подняться на другой вес и завоевать пояс чемпиона там?
— Многие задают такие вопросы. Когда обращаются к чемпиону UFC, люди фокусируются на чем-то далеком. Я не хочу фокусироваться на том, что буду делать после завершения карьеры. Это неправильно. Когда ты ставишь рамки, когда говоришь: “Вот мой возраст, и вот здесь я столько-то раз защищу свой титул, а потом закончу”, ты медленно начинаешь двигаться к концу карьеры. Я этого не хочу. Хочу узнать, на что способны мое тело, разум, как долго смогу продолжать карьеру. Поэтому самое главное — быть в хорошей форме, быть здоровой, любить свое дело, наслаждаться каждым моментом — не важно, тяжело или нет. Когда любишь свое дело, ничего не может испортить наслаждение моментом.
— Вы затронули глубоко философскую мысль, что надо жить сегодняшним днем, поскольку завтра нас может не стать.
— Я бы так не сказала. Ты должен ценить каждый момент, жить, не думая: “Сегодня я ничего не буду делать, сделаю завтра”. Ты должен развиваться, учиться, делать то, что тебе было интересно раньше и на что, возможно, не было времени. Выучить новый язык? Учи. Пилотировать самолет? Ты можешь это сделать. Научиться стрелять, ездить верхом, водить лодку… Например, моя сестра — пилот самолета, у нее звание первого лейтенанта в Civil Air Patrol (некоммерческая организация “Гражданский аэронавигационный патруль”, США. — Ред.). Сейчас она сдает экзамены, поэтому не смогла прилететь в Кыргызстан. Прикладывая усилия к саморазвитию, ты, естественно, думаешь о завтра, как улучшить свою жизнь, как сделать ее более комфортной. Но также не забываешь ценить текущий момент.
— Просто многие путают понятия “думать” и “беспокоиться”. Многие беспокоятся о будущем, жалеют о прошлом и забывают о настоящем. У вас не так.
— Наверное, не так (смеется).
— Вы светитесь. В Кыргызстане вас называют ласково “сары кыз”…
— Вчера мне дали еще одно имя — Алтын Кыз, Золотая Девочка.
— Да. Вы светитесь не только потому, что светловолосая, но еще и потому, что от вас этим веет. Вас можно назвать счастливой?
— Думаю, да. Счастье — в голове, оно не зависит от окружающей среды, каких-то деталей, предметов. Оно зависит от настроя на жизнь и от того, что у вас в голове.
— То есть, если отобрать мирские блага, человек тоже может быть счастлив?
— Человек может быть счастлив всегда. Такие вещи, как дом, машина, деньги, просто облегчают жизнь. Возьмем машину. Или вы будете долго ждать автобус на морозе, или за 15 минут доберетесь до нужной точки на машине. Не важно, на какой. Я не говорю, что она должна быть суперсовременной, брендовой. Просто машина — средство передвижения, она открывает другие возможности. Если у вас меньше времени уходит на дорогу, значит, появляется больше времени на изучение чего-либо. Это возможности, которые улучшают качество жизни.
— Перейдем к ММА. Вы чувствовали на дуэлях взглядов, что победили до боя?
— Уровень бойцов UFC очень высокий. Когда выходишь против бойца высочайшего уровня, взгляды не помогут. Да, это интересно публике, но ты не победишь соперника высокого уровня взглядом, потому что он настроен на победу и ты настроена на победу.
— А как настраиваться на победу? Мне казалось, что иногда важна помощь психолога перед боем.
— Каждый человек должен найти свой настрой. Некоторые любят смеяться, разговаривать, отвлекаться. Другие предпочитают фокусироваться, молчать. Здесь нет правил, все приходит с опытом. Чем больше выступаешь на турнирах, тем больше понимаешь себя, тем больше можешь анализировать, выбирать стиль ведения боя, настраивать себя на поединок.
— Судя по картинке перед вашими поединками, вы не особо любите разговаривать перед боем.
— Для меня бой — это очень серьезно, ответственно, нужно уметь сконцентрироваться. Поэтому мне не хочется ни с кем разговаривать, я не улыбаюсь. На десятидневном чемпионате мира по тайскому боксу я дралась через день, и так пять боев. И после финала, когда радовалась победе, мне подруги говорили: “Валентина, оказывается, ты умеешь улыбаться” (смеется).
— Мы не видели вас в нокдауне или нокауте. Были такие случаи на спаррингах?
— На тренировках все было (смеется). Конечно, защищаешься, но и такое бывает.
— Помню, лет 15 назад я смотрел интервью с вами здесь перед тем, как вы уехали в Таиланд завоевывать пояса по тайскому боксу. Вы пример для кыргызстанцев, который показывает, что всего можно достичь, только занимайтесь делом упорно. Вы осознаете это?
— Я надеюсь, что мы увидим больше наших спортсменов на мировых аренах, сейчас уже многие выступают в международных промоушенах. Все возможно. Главное — быть целеустремленным. В то время, когда мы это делали, все было сложнее. Сейчас время высоких технологий, когда соцсети раскрывают тебя как бойца и как личность. Если кто-то из матчмейкеров видит в тебе через соцсети какой-то потенциал, уже есть какой-то контакт. Поэтому это счастливое время, когда человек может себя выразить через соцсети и зайти в любой промоушен. Путь открыт. Главное — идти вперед и не останавливаться.
— Будете ли вы способствовать тому, чтобы кыргызстанцы добивались успехов? Может, откроете академию…
— Уже есть Федерация тайского бокса, в которой президент моя мама Елена Шевченко. У нее много учеников, многие — призеры Азии. Есть федерации WF, кулатуу. Главный тренер — президент Эмиль Токтогонов, у него много учеников. Это все уже есть. Бойцы совершенствуются, стремятся к высотам.
Свой зал требует внимания, энергии. Я такой человек, что, если чем-то занимаюсь, буду заниматься этим осмысленно, отдавая всю себя. Но сейчас я понимаю, что для меня главное — спортивная карьера. Поэтому открывать зал, чтобы только дать ему свое имя, и не проводить там время, это не то. Потом я буду рада сделать это, но не сейчас.
— Вы недовольны чем-нибудь в себе? Может, есть какие-то минусы, о которых знаете только вы?
— Думаю, у каждого есть что-то, что он хочет улучшить. Меня все устраивает. Моя внешность работает на меня. Многие девушки стремятся к каким-то идеалам красоты, хотят усовершенствовать фигуру, иногда чересчур усердствуют. Меня же все устраивает. Я понимаю, что состояние моего тела — идеальное для того, что делаю. Мне все нравится.
— Прошу вас поделиться своей формулой счастья. Может, кто-то от этого станет счастливее.
— Бывают моменты, когда что-то не устраивает в себе, но человек над этим должен работать. Это может быть физическое, интеллектуальное недовольство. Если глупый — читай больше книг. Допустим, человек всю жизнь водит машины. Приехал в Таиланд, а там все на мотобайках. И он такой: “Блин, я не умею водить мотобайк”. Но ведь он может научиться! Или внешность — человек рождается уже красивый. Остается только вложить какие-то знания, улучшить качества, тогда цены вам не будет (смеется).
— И не потерять себя.
— Это самое сложное, потому что столько путей и ты в погоне за чем-то сильно рискуешь себя потерять. Поэтому нужен человек, который будет гидом в твоей жизни. Хорошо, если такой человек уже есть. Молодые люди должны прислушиваться к советам старших, потому что они знают, что нужно делать, чтобы избежать ошибок. За рубежом модно, когда родители говорят: “Я не буду толкать детей на что-то, говорить, чтобы они что-то делали”. Я считаю, это неправильно. Родители должны вкладывать знания в детей с рождения. Чем больше, тем лучше. Когда ребенок вырастает, в него уже заложены эти знания и ему легче будет выбрать свой путь. Он уже будет знать, к чему лежит душа, к чему стремиться. Поэтому я за то, чтобы родители отдавали детей в спортивные секции, музыкальные кружки, обучали, развивали. Чтобы ребенок в 13-14 лет примерно знал, кем хочет быть.
— То есть повышай свой скилл и будешь тверже ходить по земле?
— Обязательно. Боец MMA умеет прекрасно боксировать, бить ногами, как замечательный тхэквондист, коленями, локтями, в клинче, как прекрасный таец, бороться. Для него нет ни одного момента в бою, где он бы чувствовал себя неуверенно. Потому что боец MMA универсал. То же самое с простым человеком: чем больше он знает, тем больше умеет, тем лучше себя чувствует. Мама всегда говорила, что, поскольку я и моя сестра — девочки, мы должны развивать свою женственность одновременно с бойцовскими навыками. Поэтому она отдала нас на танцы. Я занималась и танцами, и единоборствами. Мой преподаватель по танцам Юрий Дмитриевич Михаилиди — замечательный человек. Еще в советское время у него был огромный коллектив, он специализируется на цыганском танце. Помню, когда ему исполнилось 70 лет, он пригласил друзей, мы подготовили показательные выступления, и он сам танцевал. Представьте, ему 70 лет, а он в шикарном цыганском наряде бьет чечетку. Это загляденье, сказка. Он учил меня лезгинке. В Кыргызстане ни одна свадьба, ни один праздник не обходятся без лезгинки. Это танец, которому я не должна была учиться, потому что он был в народе (смеется).
— Вы сами ведете свою страницу в Instagram?
— Да. Были люди, которые вели ее сначала, но потом я поняла, что лучше меня это никто не сделает. Потому что для меня моя страница не только соцсеть — это самовыражение, я не буду там делать какие-то посты, которые будут чужды мне. Стараюсь читать комментарии, но не всегда у меня это получается, поскольку очень много времени провожу на тренировках. Мы много путешествуем, всегда стараюсь что-то изучать.
— Традиции Кыргызстана, которые окружали вас с детства, как-то влияют на вашу жизнь за рубежом?
— Конечно. То, что было вложено с детства, — моя основа, принципы быть хорошим человеком, держать слово, быть ответственным. Я получила все это в Кыргызстане. Чем больше мы путешествуем, тем больше я вижу народов, культур, обычаев, тем больше впитываю какие-то хорошие качества, развиваю их. Человек не должен стоять на месте. Он всегда должен стремиться к чему-то высокому. Если придет день, когда я не буду видеть в себе каких-то перемен, значит, развитие закончилось. Такого быть не должно. Пока человек дышит, он должен стремиться к развитию и изучению чего-то.
— Хотелось бы обратиться к кыргызстанцам?
— Я обращаюсь к соотечественникам после каждого боя, после каждой победы. Это наш общий успех. Для меня много значит поддержка народа. Когда я приезжаю домой, люди искренне радуются, потому что мой успех — это их успех. Самое большое обращение, которое я могу сделать, — не в словах, а в действиях.