За годы независимости в Кыргызстане происходил постепенный переход от командно-административной системы к рыночным отношениям, считает Искендер Шаршеев, руководитель Секретариата Национального Альянса Бизнес Ассоциаций. Однако, по его мнению, стране еще многое нужно сделать, чтобы реформировать экономику, пишет cabar.asia.
Проигранная конкуренция национальных интересов
Кыргызская Республика – это странный пример на постсоветском пространстве, который должен был продемонстрировать преимущество демократического пути развития общества. Во всем мире страны, имеющие выход к морю, крупные рынки по соседству, такую же относительно либеральную экономику и сильное гражданское общество, крепкий микро-малый и средний бизнес, как в Кыргызстане в течение двух десятков лет демонстрируют быстрый рост и развитие. Однако наша страна, запертая со всех сторон другими государствами, в том числе, одной поднимающейся сверхдержавой, демонстрирует сильное экономическое отставание.
В последние годы на это влияет и пандемия, и мировой логистический кризис, и в целом общемировые процессы, так как в замкнутой системе экономики никакого развития невозможно, а в системе экономических процессов Центральной Азии Кыргызстан оказался самой уязвимой страной для геополитического давления.
Так например, в 2010 году рынки Дордой и Кара-Суу создали оборот в $6 млрд (показатель сопоставимый с ВВП страны), и сформировали реэкспортные цепочки.
И в это же время начались экспансионно-интеграционные процессы, которые привели к вхождению в 2015 году Кыргызстана в ЕАЭС с перехватом логистики реэкспорта в Хоргос и другие маршруты. В 2018 году в обход ЕАЭС был создан новый логистический маршрут, который проходил через Кыргызстан и действовал в теневом секторе, однако к 2021 году он был также практически ликвидирован через иные внеэкономические процессы, касающиеся вопросов войны и мира.
В стране при отсутствии особого внимания со стороны государства ускоренными темпами развилась легкая промышленность. Объем рынка легкой промышленности при занятости в ней до 7% населения составил чуть менее $270 млн. Однако появление законов об обязательной маркировке товаров после вступления в ЕАЭС в основных странах – целевых рынках легпрома страны, привели к переформатированию сектора.
На данный момент акцент производства товаров легкой промышленности смещается в другие страны, в Узбекистан – в частности для ЦА, Вьетнам, Бангладеш – для Азии.
Свобода перемещения товаров внутри ЕАЭС де-факто ограничена. По заявлениям ряда бизнес-ассоциаций, затруднен провоз товаров легкой промышленности через кыргызско-казахскую границу со стороны Казахстана.
Специфика экономики страны
Экономическая история Кыргызстана за 30 лет независимости продемонстрировала интересные тренды. Так развитая легкая промышленность в стране на излете СССР, после обрыва системы экономического разделения труда и ресурсов, как и вся высокотехнологичная и легкая промышленность, рухнула. Доля промышленности в экономике страны стремительно падает.
Это не означает, что в стране нет промышленности. Единичные крупные и мелкие предприятия существуют, функционируют, время от времени возникают на рынке новые производственные компании.
Ранее Кыргызстан считался аграрной и скотоводческой страной. Однако в структуре ВВП роль сельского хозяйства также неуклонно падает, при постоянном росте в доле ВВП сектора услуг и торговли. Импорт обходится дешевле местного производства. Сильная национальная валюта благоволит импортерам и стопорит развитие местного производства и экспорта.
Кыргызстан – экспортер рабочей силы. Поступления в страну с этого рынка достигают в среднем до $2 млрд в год. Пандемия вносит свои коррективы и денежные потоки в данном секторе падают.
Объем прямых иностранных инвестиций в страну волатилен и имеет тренд на снижение. За эти тридцать лет в стране практически ни разу не создавались особые условия для инвесторов. СЭЗ в стране в короткое время потеряли свой смысл из-за корректировок законодательства. Рынки Кыргызской Республики не являются привлекательными для инвесторов в силу малочисленности населения, отсутствия у страны выхода к морю, и следовательно ограниченности рынка сбыта. Хотя потенциал для создания инвестиционной привлекательности в стране есть. Особенно для сектора туризма, а также для высокотехнологичной промышленности, учитывая что большинство населения имеет достаточно хорошее образование.
В Кыргызской Республике удивительным образом сложились две системы. Первая – это сохранившийся и транслирующий старое традиционное ценностное содержание государственный аппарат, унаследовавший полностью все основные принципы управления и организации труда от Советского Союза.
Существует некий образ командно-административной экономики внутри государственных организаций, с чертами госуслуг. Вторая система – сосуществующая рядом параллельная вселенная, а именно частный сектор, в котором в полную силу действует либеральная экономика. Данный частный сектор действует фактически при отсутствии специальных условий.
В стране был опыт дикой приватизации. На сегодняшний день нет точных результатов инвентаризации, но приблизительно в стране имеется более 4000 объектов государственного имущества. Это при том, что общее количество домохозяйств составляет порядка 430 тысяч единиц.
Также у страны имеется 99 государственных предприятий, из них только 6 имели до 2019 года определённый плюсовой баланс, то есть у них был доход и прибыль. Остальные предприятия считаются убыточными, дотационными, и с годами они накапливают долги перед контрагентами. На протяжении 30 лет все правительства избегают полной приватизации, в результате чего в стране имеется очень большое количество объектов недвижимости, которые не участвуют в создании добавленной стоимости и соответственно выпали из экономики. Используется это всё имущество неэффективно.
Кыргызстан имеет очень высокий потенциал развития рекреационного туризма, данный сектор приносит на сегодняшний день до 3% ВВП страны. В реальности, эти показатели могут быть даже выше. Превалирующее развитие туризма в сельской местности, в природных массивах, затрудняет налоговое администрирование и многие субъекты туризма работают в теневом секторе. В последние годы пандемия нанесла существенный удар по туризму.
В логистическом плане через Кыргызстан, главным образом через южные регионы, крайне выгодно строительство железнодорожных магистралей по маршруту Китай-Кыргызстан-Узбекистан и далее. Данная железная дорога могла бы усилить экспортный потенциал страны и приносить дополнительную прибыль, которая по оценкам экономистов, могла бы формировать около полутора млрд. долларов США для страны в год. Однако реализация данного проекта возможно снизит доходы соседних стран. Не исключено, что это обстоятельство является главным препятствием для строительства железной дороги. Сейчас есть только железнодорожная ветка через Казахстан, что не создает диверсификации логистики.
Энергетика Кыргызстана испытывает серьезные проблемы, особенно в связи с циклическим глобальным потеплением, когда в последние годы наблюдаются маловодные циклы. При этом потенциал гидроресурсов страны чрезвычайно высок. Проблема только в том, что отсутствует достаточное количество гидроэлектростанций. По сути в стране работает Токтогульская ГЭС и несколько ГЭС поменьше. Потенциально здесь могла бы быть построена Сарыджазская ГЭС, Верхне-Нарынский каскад ГЭС, Камбарата 1, Камбарата 2. На реке Сары-Джаз можно было бы поставить каскад из 6 ГЭС. Их общая выработка могла бы обеспечивать всю страну и позволять даже в зимнее время до 60% вырабатываемой электроэнергии экспортировать в близлежащие страны.
Страна остается зависимой от поставок углеродного топлива, угля, мазута, горюче-смазочных материалов. При этом почти 99% всего топлива и горюче-смазочных материалов поступает только из одной страны.
Внутренний спрос на недвижимость у Кыргызстана при населении свыше 6,6 млн. человек составляет порядка 30 млн. квадратных метров. Однако по темпам строительства Кыргызская Республика дошла до уровня 1990 года только в 2019 году. Пандемия нанесла серьезный удар по строительному сектору и в 2020 году темпы роста упали на 80%. На сегодня наблюдается очень медленное восстановление рынка и, видимо, понадобится несколько лет, чтобы выйти на тот уровень 2019 года.
В целом, экономика в Кыргызской Республике недостаточно глобализирована и страна сильно зависит от импорта. Лучший выход из этой ситуации – реэкспорт, затруднен, потому что здесь сталкиваются интересы стран-соседей. В плане государственного управления и государственного регулирования экономики в Кыргызстане государство существует за счёт того, что в стране самостоятельно выросла сильная торгово-сервисная экономика, до 45% которой находится в тени. Но даже та часть, которая не находится в тени, позволяет за счет налоговых платежей и сборов оплачивать существование государства.
Однако в стране все еще сохраняется очень разветвленный командно-административной аппарат, который по сути, в управленческом плане устарел. В стране полтора млн. бюджетников из них 640 тысяч – это пенсионеры, 440 тысяч – это бюджетники, учителя, врачи, в секторах экономики, которые объявлены социальными и гарантируются государством и Конституцией. В стране порядка 20 тыс. госслужащих и 19 тыс. муниципальных служащих по данным последних трех лет. Также имеются военнослужащие, количество которых засекречено.
Государственный аппарат слишком раздут для такой маленькой страны и маленького населения. Почти полтора миллиона человек работает на госслужбе и в бюджетной сфере. Также около полутора миллиона детей не участвуют в экономической деятельности. Один миллион человек находится в миграции.
Соответственно, внутри страны только два с половиной миллиона человек являются экономически активным населением, из них участвуют в прямом налогообложении порядка миллиона человек. Таким образом, налогооблагаемая база очень маленькая. Как правило, очень сильно спасают косвенные налоги, охват которых касается 100% всего населения. Общее налоговое бремя в стране составляет по прямым налогам не более 26% от дохода коммерческой компании, по косвенным налогам до 64% от валового дохода каждого гражданина.
Критически важным для страны является возвращение доверия со стороны населения к органам власти, оптимизация и даже сокращение государственного аппарата. Требуется серьезная модернизация системы государственного управления, потому что такое большое количество госслужащих принципе стране и не требуется. До полумиллиона человек, которые сегодня числятся как бюджетники, должны участвовать в создании добавленной стоимости в экономике. Пока практически два с половиной миллиона человек вырваны из экономических процессов но присутствуют в экономике как потребители. Своеобразным вызовом также является и пенсионная система для страны. Есть прогнозы, что в 2040 году в стране будет серьезный пенсионный кризис.
Финансовый сектор экономики Кыргызстана является достаточно консервативным. В стране очень высокие ставки на потребительские кредиты, в среднем до 26% годовых. Банковский капитал является чрезвычайно дорогим, что также является сдерживающим фактором для развития экономики.
С другой стороны до 80-90% всей деловой активности местного бизнеса обеспечены банковским кредитованием. Даже в таких необычайно жёстких условиях высокой стоимости капитала, из-за отсутствия альтернатив, местный бизнес поднялся за счёт именно банковского капитала.
Следует учитывать, что начиная с 2011 года и вплоть до 2015 года, кыргызская экономика могла называться самой либеральной в Центральной Азии. Ближе к 2017 году лидерство по этому показателю перешло к Казахстану. И тем не менее было многое сделано за эти годы. Были ликвидированы многие виды налогов, количество налогов снизилось до 2 косвенных и 8 прямых. Ранее были реестры из 25 тыс. государственных услуг. Сегодня их число снизилось почти до 600. Эти показатели могут свидетельствовать о том, что страна потихоньку уходила от командно-административной системы и глубокого регулирования экономики со стороны государства к более к рыночной системе.
Влияние родоплеменных и клановых связей на экономику Кыргызстана неоднозначно. Если в самом начале эти связи имели хоть какое-то значение для экономики, то сейчас их роль практически сведена к нулю. Клановая система сегодня реализована в системе получения политической власти. Привязанность к роду-племени, к родственникам, имеет значение для победы в выборных процессах. Для экономики это не является значимым фактором. Как показывает практика, удачные крепкие семейные предприятия всё ещё редкость в Кыргызской Республике.
Чаще всего семейные предприятия погибают или получают сильнейший ущерб из-за отсутствия компетенции работников.
Какие-то государственные или частные предприятия, имеющие высокую доходность и монопольное положение, могут попасть под управление политических кланов. Однако, в целом, их влияние в экономику не такое большое, как в других странах бывшего Советского Союза. Можно оценить, что число таких предприятий не превышает 1% от общего количества предприятий, оперирующих в экономике.
Причудливое сочетание рынка и командно-административных методов
Подытоживая можно сказать что в Кыргызстане в системе госуправления и госрегулирования экономики еще сохраняется командно-административная система, которая мирится по соседству с достаточно развитой рыночной экономикой. В целом экономика в Кыргызской Республике более рыночная, если сравнивать с соседями. Если бы не ситуация внешнеполитического давления и сильной конкуренции стран соседей, в целом у Кыргызстана есть потенциал выйти на свою усредненную нишу развития экономики и получения своего места в списке развитых стран.
Страна имеет высокий мобилизационный потенциал гражданского общества, способна противостоять региональным угрозам и финансировать свою безопасность и действия по защите национальных интересов. Можно из этого сделать заключение, что страна состоялась как государство.
Однако совершенству нет предела, и гражданам страны, в том числе элитам всех уровней, нужно приложить еще много усилий для достижения нормального уровня развития.