Садыр Жапаров сегодня на заседании Совета безопасности перед рассмотрением вопроса энергетической безопасности страны обозначил основные проблемы отрасли.
«Энергетический сектор в настоящее время находится в глубоком кризисе. В течение 30 лет бывшие руководители безразлично относились к энергетическому сектору.
В результате возникшие критические проблемы не озвучивались, что привело нас к сегодняшней ситуации, и мы можем в любой момент оказаться на грани энергетического коллапса.
Неэффективная система управления, коррупция, хроническое недофинансирование, техническая и технологическая отсталость в топливном секторе, зависимость от импорта топлива, отсутствие реалистичного учета потребления, высокие технические и производственные потери, хищение электроэнергии — вот только часть проблем, стоящих перед энергетическим сектором Кыргызской Республики.
Так продолжалось десятилетия.
Уровень износа основных узлов электростанций и сетей составляет более 50%. Некоторые блоки гидроэлектростанций эксплуатируются более 30-40 лет.
В итоге потери электроэнергии в сетях распределительных компаний за 10 месяцев 2021 года превысили более миллиарда киловатт.
В результате роста потребления электроэнергии в начале 2021 года прогнозируется дефицит в 3 миллиарда киловатт.
Вместе с тем мы смогли (с большим трудом) договориться с нашими соседями об импорте 2 миллиардов киловатт-часов для наших нужд.
При этом мы теряем 3 миллиарда киловатт в год из-за неэффективности и морального износа электрических сетей.
Несмотря на модернизацию и реконструкцию некоторых ключевых компонентов энергосистемы, общая картина остается неутешительной.
В результате количество аварий и происшествий в энергосистеме растет с каждым годом и становятся повседневным явлением.
За первые десять месяцев 2021 года в стране произошло 4110 аварийных отключений, что составляет 14 отключений в сутки.
Эта статистика, это факты, которые мы не можем игнорировать, сейчас мы должны принять меры для исправления этой ситуации.
По состоянию на 11 ноября 2021 года объем воды в Токтогульском водохранилище составляет 11 миллиардов 67 миллионов кубометров, что на 2 миллиарда 900 миллионов меньше, чем в прошлом году.
Кыргызская Республика обладает достаточными водными и энергетическими ресурсами и является одним из лидеров в регионе Центральной Азии по их запасам.
Однако климатические условия, цикл маловодья в бассейне реки Нарын и недостаточно используемый гидроэнергетический потенциал страны не позволяют удовлетворить растущий внутренний спрос на электроэнергию и запустить новые крупномасштабные производственные проекты в регионах страны.
В целом гидроэнергетический потенциал Кыргызской Республики оценивается в 142 миллиарда киловатт-часов, но мы используем только 10% этого потенциала.
В то же время Токтогульская ГЭС и ряд других гидроэлектростанций используются в полную силу.
При этом никаких практических шагов по реализации важного проекта по строительству Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1860 мегаватт не предпринято.
Также на сегодняшний день не приняты меры по реализации перспективных проектов по строительству Верхненарынского каскада, Сары-Джазской ГЭС, Казарманского каскада и ТЭС на угольном разрезе Мин-Куш.
Все это усложняет общую картину в энергетике.
Из-за несбалансированной тарифной политики и отсутствия инвестиций энергетический сектор испытывает хроническую нехватку средств.
По состоянию на 1 октября 2021 года общая задолженность энергокомпаний составляет почти 134 миллиарда сомов.
С 2023 года выплаты по кредитам достигнут 13-14 миллиардов сомов ежегодно и продлятся до 2035 года.
Это примерно на 50% больше, чем общий годовой доход энергетического сектора.
Чтобы покрыть эти затраты, необходимо кардинально изменить подход к работе всей энергетики и отрасли в целом.
Если мы не будем действовать сейчас, завтра будет поздно.
Завтра мы все можем сидеть в неотапливаемом доме со свечками и смотреть на темные города и улицы.
Уже подсчитано, что затраты на ввоз и закупку топлива на отопительный сезон, погашение кредитов, затраты на обслуживание и капитальные вложения составят 25 миллиардов сомов, выручка — 20,7 миллиарда сомов.
Таким образом, планируемый дефицит составит 4,2 миллиарда сомов. Для покрытия дефицита выделен бюджетный заем в размере 2,3 миллиарда сомов.
Однако, несмотря на принятые меры, дефицит в закупке топливных ресурсов составляет около полутора миллиардов сомов.
Эту проблему, как я уже сказал, нужно решать сейчас.
Уважаемые члены Совета Безопасности!
Обращаю внимание членов Совета Безопасности на майнинг фермы.
В настоящее время их деятельность не запрещена законом, но в то же время она угрожает энергетической безопасности страны.
Известно, что майнинговые фермы потребляют большое количество электроэнергии.
Одна майнинговая ферма потребляет электроэнергию так же, как несколько других предприятий. Это неправильно в условиях нехватки электроэнергии.
В то же время наблюдается нехватка электроэнергии для простых людей и стратегических объектов.
Учитывая это, Кабинету Министров совместно с правоохранительными органами следует как можно скорее решить проблему майнинговых ферм.
Может быть, в будущем, когда мы полностью покроем весь дефицит энергии и будет профицит, мы сможем решить этот вопрос и позволить им работать.
На нынешнем этапе развития — его время еще не пришло.
В настоящее время в соответствии с моим поручением министр энергетики подготовил ряд предложений по реформированию энергетического сектора, которые помогут нам в среднесрочной перспективе преодолеть вызовы и полностью раскрыть наш энергетический потенциал».