Осенью 2021 года исполняется годовщина революции в Кыргызстане, год у власти в стране Садыр Жапаров. Вновь, как и осенью 2020 года, пройдут парламентские выборы. Как изменился политический режим в стране за год, что толкает Кыргызстан на революции и почему выборы в стране хотят провести «по-новому» – в статье Ia-centr объясняет аналитик Константин Травин.
– Фактически прошел год после прихода к власти в Кыргызстане Садыра Жапарова (сначала в лице и.о., потом как избранного президента). Новый политический режим в КР называют «автократией», а Республику именуют «суперпрезидентской». Вы согласны с этими определениями?
– Сегодня в Кыргызстане даже не сформированы полноценные законодательные органы власти, их судьбу решат ближайшие парламентские выборы. За этот год президентская команда набирала власти, полномочий, собирала все «нити» у себя в руках, но реально ли эта властная система сработает и устоит, что важнее всего в реалиях Кыргызстана – никто не знает. Поэтому навешивать какие-то ярлыки на режим правления в КР рано, нужно хотя бы дождаться комплектации всех органов власти.
В истории Кыргызстана, кстати, уже был успешный пример, когда командой у власти была построена система сдержек и противовесов с авторитетным руководителем во главе.
– Это про Кыргызстан при Атамбаеве?
– Да, Алмазбек Атамбаев в свое время построил систему, которая теоретически могла существовать до нынешнего момента. Просто он сделал не очень правильные кадровые шаги.
Однако возможностей у Атамбаева была масса, и в свое время он мог остаться у власти, если бы захотел. В отличие от ситуаций со свержением А. Акаева и К. Бакиева – у Алмазбека Шаршеновича выбор был.
Что касается реформ, проводимых Садыром Жапаровым в Кыргызстане, то мы понимаем – если закон не подкреплен внутренними процессами в стране, то он при случае он быстро превратится в формальность.
Выводы о форме власти в Кыргызстане при Жапарове – автократии, авторитарии или что бы там ни было – можно будет делать года через два, не раньше.
– Реформы Жапарова, изменения в Конституции страны, новые права президента – это соответствует интересам элит в стране? Ведь два года может не пройти, а власть опять сменится, если не будет хотя бы какой-то консолидации элит – такое случалось…
– Точно на этот вопрос не ответить. Потому что власть обещает и обещала широким народным массам и представителям множество авансов, но будет ли это реализовано – большой вопрос.
По моему мнению, устойчивость власти в Кыргызстане определяется социально-экономической ситуацией, борьбой с низовой коррупцией и т.д. Есть мерило, например, зимний сезон, который показывает реальную эффективность решений чиновников и главы государства. Когда планов громадье, а люди замерзают зимой без отопления.
Если бы не пандемия и ее эффект на экономику, то в стране у власти был Сооронбай Жээнбеков, или экс-президент по крайней мере дотянул до конца срока. Пришла пандемия – пролетел «черный лебедь», а так как устойчивость госсистемы в Кыргызстане слабая, то все «болезни» сразу вылезли.
– Получается, по опыту переворотов и смены власти в Кыргызстане, экономика раз за разом «подставляет» политические режимы?
– Экономика и социальная политика определяют судьбу режима. Если в экономике будет улучшение, то это даст «заряд бодрости» всей госсистеме, она «встанет на рельсы», станет более четкой, вертикально-интегрированной.
– Возобновление старых дел, решение Генеральной прокуратуры КР по возобновлению процесса против экс-президента Атамбаева – это политика или просто «зачистка» следов прежних режимов?
– Идет попытка закрепления новой президентской команды, пока – с помощью инструментов силовых структур. Пришедшие к власти в Кыргызстане пытаются «задавить» возможных оппонентов. Потом еще человеческий фактор, тоже не забывайте – в случае с Атамбаевым этот момент присутствует (Жапаров вспоминал, что, когда он в 2017 году он вернулся в Кыргызстан, именно «Атамбаев посадил его» – ред.).
Надо отдать должное нынешнему руководителю КР, что он, в свою очередь, не сломался в местах заключения. В этом смысле он крепкий человек. Многих политиков в современной истории Кыргызстана тюрьма поменяла коренным образом.
– Про предстоящие парламентские выборы в Кыргызстане, которые пройдут в стране 28 ноября, новостей как будто немного. По сравнению со всех сторон революционным сюжетом в 2020 году, не кажется ли Вам что здесь с падением роли парламента и сами выбор стали менее интересными?
– Я не считаю, что эти парламентские выборы «неинтересные». Понятно, что новый парламент будет слабее. Так, нынешний член кабмина Эдиль Байсалов сказал, что министры будут работать только с теми депутатами, «кто будет поддерживать политику президента». Заявление Байсалова сам Садыр Жапаров опроверг, но цитата показательная.
Сторонники нынешнего руководства, как это случалось и прежде, страны будут «разбросаны» по разным партиям, которые пройдут в парламент страны.
В этом году 21 политическая партия зарегистрирована на выборы депутатов Жогорку Кенеша – это сравнительно большое число, раньше до финала доходили 10-14 партий. Так много партий прошли привычный «отбор» ЦИК (изначально 75 партий изъявили желание участвовать в выборах – ред.) в том числе благодаря снижению избирательного порога –барьер для партий снизился с 7% до 5%.
Получается, что в парламенте сокращается число мест, а возможность пройти туда растет, соответственно, усиливается конкуренция. Я думаю, что от кандидатов и партий мы еще увидим «чудеса на виражах».
– А если говорить про сам процесс голосования, что ожидает кыргызстанцев на участках?
– Уверен, что на выборах будет неразбериха, связанная с новой смешанной системой выборов. 54 мандата получат по пропорциональной системе кандидаты от политических партий, и 36 мандатов – депутаты, избранные по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах.
Скорее всего, из-за обновлений в выборной системе стоит ждать множество технических нарушений, потому что на участках люди не будут понимать, как голосовать.
– Что можно сказать про фаворитов парламентской гонки?
– Думаю, что «Ата-Журт Кыргызстан», которая связана с президентской командой, получит приличную долю голосов.
Однозначно, что для руководства страны в парламент будет полезно ввести какую-нибудь молодежную партию, чтобы показать, как страна «поменялась». Так, вчерашние волонтеры могут сегодня появиться в Жогорку Кенеше в статусе депутатов. Тем более, что нынешнее руководство Кыргызстана во многом работает на молодежную аудиторию.
Власти важно показать хотя бы видимое разнообразие политических сил в парламенте, что страна изменилась и все не так, как прежде. Тем более, что ставки на Жогорку Кенеш теперь меньше, как и полномочий у депутатов в стране – так что на примере парламента можно изобразить показательную картинку изменений в стране.