19 ноября в культурной жизни столицы случилось важное событие. После почти шестилетнего простоя открылся Национальный исторический музей, на реконструкцию которого, в свое время государство потратило ни много ни мало – $13 миллионов.
По утверждению тогдашнего премьера Сапара Исакова, после реконструкции музей должен был стать суперсовременным, с мультимедийным оборудованием по последнему слову техники, модным кафетерием и системой умного дома.
За день до открытия музей для горожан и гостей столицы Министерство культуры решило провести для журналистов пресс-тур. Корреспонденты Bulak.kg решили посетить открытие ультрамегасовременного культурного учреждения и собственными глазами увидеть “чудо современной культурной ризницы”.
Троянские цены коней Кыргызстана
Прямо у входа сиротливо стоят те самые “кони раздора”, стоимостью в 14 тыс евро каждая. Одни называют это креативной идеей в стиле модерн, другие дорогой, но безвкусной безделушкой. Но почему должны были стать самыми дорогими экспонатами лошади, которых неизвестно где и неизвестно кто делал, и которые не имеют никакого отношения к Кыргызстану, – вопрос большой.
Ясно одно, что страна, где люди живут на зарплату в $140, не могла себе позволить столь дорогие экспонаты. Но только не Кыргызстан…
Музей начинается с вешалки?
Спустившись вниз, чтобы сдать куртки в гардеробную, внимательно оглядываемся. Ведь на мебель в гардеробную было выделено 142 тысячи 560 евро! Гардеробщица вешает наши куртки на обычные вешалки. С видом сыщиков из Бейкер-стрит ищем мебель в стиле итальянской Seletti или финского Artek. Тщетно. Обычная гардеробная, чуть современнее чем в библиотеках “Ленинка” или “Чернышевка”. Делаем вывод, что мебель от Seletti отправилась в особняк к чиновникам, затеявших реконструкцию музея.
Священные деревья за $32 тысячи
На втором этаже знаменитая инсталляция “Байтерек” – священные деревья, которые являются столпами кыргызской государственности. Бревна выглядят несколько нелепо, но вспоминая, что за каждое из них из бюджета выложили по $600, невольно ощущаешь их сакральность. Всего 54 дерева. Но подойдя поближе убеждаешься, что при желании эти деревья не могут стоить таких бешенных денег.
На третьем этаже та самая “мегасовременная кофейня”. Но опять, вместо уютненького Starbacks мы видим буфет образца 70-х годов, правда, вместо советских угрюмых буфетчиц, нас встретили веселые парни из ресторана “Супара”. Вместо шоколадного пудинга и американо нас угостили шоро и боорсоками. Вкусные, кстати, боорсоки!
Но мы не расстраивались. Ведь впереди нас ждало целое представление с разнообразными экспонатами, мультимедийными финтифлюшками с оригинальным подходом на каждом этаже…
Экспонаты, правда, очень красивые, начиная от Древнего мира, заканчивая Современным Кыргызстаном. Но их очень мало. Например, советский период представлен теми же экспозициями, которые были в музее Ленина. Но по экспонатам напишу отдельный репортаж…
Самым большим разочарованием стала мультимедийная составляющая. Под громкими словами о передовых технологиях, на которую, словом, потратили почти миллион евро (мультимедийное оборудование — 497 тысяч 310 евро; создание контента для мультимедиа — 419 тысяч 100 евро;) оказалось скрываются обычные сенсорные мониторы с наушниками, в которых можно прослушать музыку или просто полистать старинные фотографии. И то, все это работает в тестовом режиме! И все!
Честно признаюсь, в душе мы с коллегами ожидали увидеть внутри Исторического музея Лувр, Эрмитаж, Прадо, Орсе, Метрополитен в современном их виде. Баатыры, которые будут скакать по стенам музея в 3D формате, оживающие цифровые экспонаты Атаке бия, Курманжана Датки, Шабдана-баатыра, Боромбай-бия, современные проекторы, где в 4D качестве будут показывать великую стройку Киргизии, которую осуществлял Турдакун Усубалиев, гениальные творения Чbнгvза Айтматова, непревзойденную игру Муратбека Рыскулова в роли “Короля Лира” в Лондоне, неповторимые движения дирижера Асанхана Джумахматова Большого театра и Кремлевского дворца съездов.
Мы ждали, что из колонок в системе Atmos мы услышим свисты пуль, визг мин и крики наших фронтовиков Чолпонбая Тулебердиева, Дуйшонкулов Шопокова, Даира Асанова, которые поднимают своих товарищ на смертельный бой.
– Да за такие бабки экспонаты музея по ночам должны оживать! – мрачно пошутил коллега телевизионщик.
Но, увы! Очередной “грандиозный проект” оказался мыльным пузырем. Малочисленные экспонаты, примитивные мультимедиа, безыскусная мебель…
Из плюсов можно отметить грамотных гидов, особенно несравненную Анару Исаеву, которая своей непревзойденной речью стала настоящим украшением мероприятия.
За $13 млн можно было построить и оснастить новый, ультрасовременный Исторический музей с самыми передовыми технологиями. Как и за $386 млн можно было построить мегасовременную ТЭЦ, вместо реконструкции старой. Но коррупция, ненасытная алчность чиновников, которые делают деньги на святом – храме культуры и искусствы, поставили крест на этой мечте.
Сколько потратили на реконструкцию Исторического музея
- застройка экспозиции — 1 миллион 339 тысяч 837 евро;
- экспозиционное оборудование (витрины) — 2 миллиона 854 тысячи 285 евро;
- фондовое оборудование — 665 тысяч 554 евро;
- светильники, шинопроводы для выставочных залов — 552 тысячи 910 евро;
- мультимедийное оборудование — 497 тысяч 310 евро;
- крепеж/размещение экспонатов — 242 тысячи евро;
- графика/рекламное оборудование — 271 тысяча 965 тысяч евро;
- создание контента для мультимедиа — 419 тысяч 100 евро;
- климатическое и измерительное оборудование для депозитария — 316 тысяч 695 евро;
- реставрационное оборудование — 238 тысяч 918 евро;
- специальная упаковка для хранения — 50 тысяч 2 евро;
- мебель для фойе, касс и музейного магазина — 271 тысяча 968 евро;
- мебель для гардероба — 142 тысячи 560 евро;
- мебель для входной зоны и кафе — 224 тысячи 56 евро;
- мебель для конференц-зала/кинозала — 132 тысячи 516 евро;
- светильники и шинопроводы для общественных помещений (фойе, аудитория, туалеты) — 91 тысяча 945 евро;
- консультационно-дизайнерские услуги — 394 тысячи 200 евро.
Общая стоимость — 8 миллионов 705 тысяч 821 евро.
Заказчиком был генеральный подрядчик — ООО “СМУ-3” (Кыргызстан), а исполнителем — “Витринен унд Гласбау Райер Гмбх” (Германия).