Политолог: Высказывания Жапарова по Мургабскому району играют на руку Эмомали Рахмону

Политолог Медербек Корганбаев считает, что Садыр Жапаров должен воздержаться от публичных заявлений в вопросах приграничных споров между Кыргызстаном и Таджикистаном. Так он прокомментировал заявление президента КР касательно Мургабского района РТ.

“Президент Кыргызстана Садыр Жапаров на своей пресс-конференции 23 октября заявил, что ответил на территориальные претензии Душанбе требованием отдать Кыргызстану Мургабский район. Лидер ДПТ и депутат нижней палаты парламента Таджикистана Саидджафар Усмонзода 26 октября в беседе с Радио Озоди назвал заявление Садыра Жапарова “давлением на Таджикистан на переговорах о делимитации и демаркации госграницы” и заявил, что власти Кыргызстана подливают масло в огонь конфликта.

По сути, Демократическая партия Таджикистана озвучивают позицию официального Душанбе и через нее власти РТ подают сигналы Бишкеку воздержаться от каких-либо громких заявлений в вопросах приграничных споров между двумя республиками.

С точки зрения политики и национальной безопасности, глава Кыргызстана Жапаров обязан воздержаться от публичных заявлений подобного рода.

Между Кыргызстаном и Таджикистаном после весеннего вооруженного конфликта сохраняется напряженная ситуация, ведь именно популистские высказывания высших эшелонов власти КР в адрес Душанбе по вопросам границы привели к тяжелым последствиям.

Агрессия Таджикистана в конце апреля 2021 года продемонстрировала готовность Эмомали Рахмона защищать свои национальные интересы с помощью военной силы. Руководство Кыргызстана в те трагические дни не сумело принять оперативные меры для отражения нападения таджикских войск и не применило вооруженные силы.

Президент Садыр Жапаров на встрече с журналистами также сказал: «29 апреля, когда произошли столкновения на границе (с Таджикистаном), у нас не было ни одного вертолета, ни одного истребителя. Танки, БТР, БМП в нерабочем состоянии. Позже мы сделали ревизию, они даже не заводятся… Сейчас поступят отремонтированные самолеты и ударные беспилотники». Хотя в начале апреля 2021 года в Баткенской области незадолго до конфликта кыргызские армейские части успешно отработали учения с применением авиации, боевой техники и артиллерии. Президент Жапаров, получается, сам себе противоречит?

На день нападения Таджикистана – 29 апреля 2021 года Кыргызстан обладал пригодной, боеспособной боевой техникой, артиллерией и силами, которых было достаточно для защиты территориальной целостности Кыргызстана. Однако, имеющиеся вооружения и воинские формирования не были задействованы Бишкеком в боевых действиях с целью остановить вторжение Таджикистана.

Сегодня, президент Жапаров в своих словах ясно дает понять, что не в силах урегулировать разногласия с Душанбе и не исключает повторения конфликтов. Это говорит о провале внешней политики Кыргызстана.

Если реально оценивать возможности нашей страны, в настоящее время мы уступаем Таджикистану в военном потенциале. Таджикский лидер Эмомали Рахмон успешно усиливает таджикскую армию, получает оружие и технику из России, США и других стран. Таджики ведут переговоры с Турцией, Пакистаном по вопросам поставок средств и орудий военного назначения. Верхушка РТ извлекает максимальную выгоду из афганского вопроса и использует возросшее геополитические значение Таджикистана для укрепления своей обороноспособности и безопасности. Во внешней политике, в геополитическом мышлении и сотрудничестве Душанбе опережает Бишкек на много шагов вперед.

Высказывание Жапарова по Мургабскому району играет на руку Эмомали Рахмону. Для Таджикистана президент Садыр Жапаров представляет собой образ внешнего врага, который претендует на таджикские территории. Следовательно, в Таджикистане общественное недовольство политикой Рахмона уходит на второй план, идет консолидация таджикских граждан, ведь речь идет о суверенитете государства.

Вдобавок таджикские СМИ начинают информационную кампанию для усиления негативного фона.

Поэтому официальный Бишкек обязан прекратить озвучивать необдуманные заявления и информацию, напрямую влияющую на отношения КР и РТ.

Для Кыргызстана в нынешней складываемой обстановке будет разумным заниматься усилением оборонного потенциала и охраны рубежей без привлечения внимания СМИ и демонстрации, без раскрытия деталей планируемых и реализованных контрактов на поставки летательного и нелетательного вооружения”.